Большое декольте и открытая шея заставляют носить и склаважи, теперь представляющие собой ожерелья с низкоспускающейся на грудь сеткой прихотливо переплетающихся цепочек, дополненных вкраплениями камней в шатонах. Одно время "склаважем" называли "цепочки, связанные вензелевым шифром из крупных бриллиантов". Становится популярным появившийся около 1804 года склаваж - "франж" ( la frange ), поскольку на грудь щеголихи обильно свисал ряд близко прилегающих друг к другу подвесок, что они действительно напоминали густую бахрому.
Большие и открытые медальоны возлежат на толстой золотой цепи, напоказ демонстрируя окружающим портрет наиболее любимого родственника владелицы. Но всё чаще с облегающей шею изящной цепочки как бы стекала на перси красавицы кокетливо колыхавшаяся подвеска с драгоценным самоцветом, давшая обозначение новому украшению, вначале называемому "куланой", то есть "струящейся", а позднее ( поскольку слово le coulant во французском языке мужского рода ) переименованному в "кулон". Не равнодушный к женским прелестям, истинный сын галантного "осьмнадцатого" века Гаврила Романович Державин не удержался и воспел модную новинку в стихотворении 1807 года "Цепочка":
Послал середь сего листочка
Из мелких колец тонку нить:
Искусная сия цепочка
Удобна грудь твою прикрыть.
Нежные "Психеи" и "Хлои", в знак царящего в их сердцах приятного легкомыслия, дополняли пояса своих туникообразных воздушных кисейных платьиц изящно исполненными из золота бабочками или тюльпанами. Дамы щеголяли друг перед другом очень длинными, надетыми крест-накрест цепочками-"перевязями", или по-французски "сотуарами" ( le sautoir ). На них болтались часы, кошельки, зеркальца и прочие столь необходимые мелочи.
Отнюдь не лишней оказывалась и маленькая книжечка-"карне" в оправе из слоновой кости, куда прелестница записывала для памяти: кому и какой танец она обещала на грядущем балу, чтобы не дай Бог не перепутать кавалеров. Строгий свет расценил бы подобную невнимательность за "отпечаток кокетства", и провинившейся приходилось ( дабы пропустить злополучный танец ) притвориться, что на неё вдруг нахлынула неодолимая усталость. Да и в середине меркантильного века, когда на левом плече модной красавицы обязательно пришпиливались цветы, в книжке о правилах хорошего тона высказывалось пожелание, "чтобы таблетки, привешиваемые на маленькой цепочке к букетьерке и служащие для записывания кадрилей, на которые дама ангажирована, вошли во всеобщее употребление".
Подвешивая же часы к "штучке, величиною с ладонь, представляющей лиру", очаровательницы заодно намекали на свою верность в любви, сравнивая себя с Сафо. Ведь знаменитая античная поэтесса, напрасно бряцавшая на струнах лиры и певшая строфы, полные страсти, перед бездушным красавцем Фаоном, не смогла перенести измены любимого и покончила с собой, бросившись с высокой скалы в бурное море.
( по Л.К.Кузнецовой ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий