- Я знаю легенду об открытии шёлковой нити, - воскликнула Девушка-в-голубом. Она явно была в школе отличницей. Жена Великого Жёлтого Императора, предка всех китайцев, пила чай под деревом шелковицей или тутовником. Вдруг, с дерева, а ей показалось - прямо с неба, в чай упал кокон шелкопряда. Императрица взяла кокон в руки, он стал разматываться и показалась длинная нить. За это открытие Императрицу нарекли "Божеством шёлка".
- Интересно. Но, вообще, китайцы были знакомы с шёлком уже пять тысяч лет назад. Существовали священные тутовые рощи, в них совершались жертвоприношения божествам шелковичного червя. Но, нам интересно другое. С тех пор, особенно, во времена Великого Шёлкового пути Китай ассоциировался с шёлком, а не нефритом. А что ещё могло экспортироваться из Китая?
- Там была какая-то особая глина и технологии. Поэтому китайцы могли торговать фарфором. Или фаянсом? Как правильно? - предположил Отставник.
- И так и так - правильно. это разновидности тонкой керамики. Фарфор, фаянс, керамическая посуда. Что ещё?
- А ещё китайцы первые изобрели порох, бумагу...
- И компас!
- А ещё. в Китае растёт уйма бамбука. Они, явно, доставляли в другие страны бамбук и мебель из бамбука.
- Хорошо, - остановил Хранитель. Давайте зачитаю по монографии. По Великому Шёлковому пути Китай доставлял на Запад: железо, золото, оружие, фарфор, фаянс, керамическую посуду, шёлк, ткани, бумажную вату, вышивку, рис, вина, лаковые изделия, зеркала, бамбук, скот. Как видите, нефрит и камни не обозначены.
- Но, они были.
- Вероятно, какое-то количество камней экспортировалось. Особенно, с месторождений Кунь-Луня. НО, здесь присутствует ещё один феномен. Вот, ответьте: что главное в драгоценном камне?
- Цвет.
- Величина.
- Качество огранки.
- Чистота камня.
- Редкость.
- Правильно. Всего этого лишён поделочный камень. Он может отличаться редким рисунком, цветом, но подобного материала, обычно, много, поэтому решающее значение приобретает искусство резьбы по камню. Традиции резьбы по камню, дереву, кости, раковине чрезвычайно развиты в Азии. А резьба - это рисунок, символы, которые, как правило, имеют национально-сакральный смысл и не очень понятны иностранцам. Поэтому нефритовые изделия интересовали не массового покупателя, а скорее - коллекционеров. Правда, были периоды моды, бума на резные изделия из жада.
- Вы говорите о китайской нефритовой цивилизации...
- Нет, китайская цивилизация намного богаче, чем просто почитание изделий из жада. Здесь не подходят термины "нефритовая цивилизация", "нефритовая культура". Давайте придумает менее пафосный термин.
- Мне кажется, - заметил Литотерапевт. Можно было бы назвать "Страна или область нефритовой ауры". Ведь нефрит не только в камнях, но и в головах людей.
- Очень хорошо, - похвалил Хранитель. Область нефритовой ауры. Но, уточним: "Область ауры жада", так как влияние жадеита в паре "жадеит-нефрит", возможно, превосходит влияние нефрита. И они неотделимы в сознании большинства людей. К тому же, нужно отделить китайскую ауру от областей нефритовых аур в Центральной Америке и Новой Зеландии.
- "Область ауры жада". Корявенько, но таинственно. Сойдёт, - разрешила Дама-в-белом.
- А какие ещё камни могут создать ауру? - это спросила, конечно, Девушка-в-голубом. Бриллианты?
- Бриллианты? Скорее, нет. Особенно, в современное время к ним подходят очень производственно, индустриально. Они очень, если можно так сказать, глобализированы. Космополитичны. Камни имеют качественные характеристики, но не помнят о месторождении происхождения, о своей родине. Идеальный формализованный товар. А вот примеры аур камня: Североевропейская область ауры янтаря, Область жемчужной ауры Персидского залива, Индийская область "Истинных драгоценных камней"...
- Почему "Истинных драгоценных камней"?
- Это условно. Но, именно, из Голконды стали распространяться в мире алмазы, изумруды... Прибавьте сюда Шри Ланку и плато Декан и увидите, отсюда люди узнали половину драгоценных камней. Европейцы оценили эти камни, научились их представлять в лучшем свете, рассчитали огранки камней, как оптических объектов...
Комментариев нет:
Отправить комментарий