- Но, изумруды были ещё в Древнем Египте. Там разрабатывались копи, копи Клеопатры.
- Это, да. Я сейчас не буду углубляться в вопрос индийской каменной культуры. Ещё примеры аур: Арабская бирюза, Бирманский рубин, Таджикская шпинель, Лидийский сердолик, Деканский агат, Бадахшанская ляпис-лазурь, позже - Уральский малахит. И другие. Все эти камни, являясь самодостаточными, создавали вокруг себя элементы культурной среды...
- Ауру!
- Ауру, в которой избранные камни приближались к роли тотемов, символизируя собой идеи того или иного народа.
- Понятно. А, вот интересно: чем же так прельстил нефрит китайцев? Нет, я знаю о его прочности, но какие сорта нефрита разрабатывались в горах Кунь-Луня, что древний народ избрал его своим национальным камнем? Может быть, пронзительно зелёные? Полупрозрачные? С эффектом "кошачьего глаза"?
- Месторождение Кунь-Луня, как и другие более мелкие китайские месторождения нефрита, имеют, что мы уже отмечали, историческое значение. Европейские геологи попали в те края только в самом конце XIX века, когда месторождения были в значительной степени истощены. Трудолюбивые китайцы добывали не только нефрит, но и серпентиниты. Среди последних встречались поделочные сорта: бовенит, змеевик. Обычные серпентиниты имели густо-зелёный, тёмно-зеленый цвета. А вот нефриты этих месторождений, судя по описаниям геологов, были серо-зелёного, бледно-зелёного и белого цветов. Кстати, белые нефриты у китайцев разделяются ещё на несколько сортов.
Я пытался на сайтах музеев найти нефритовые изделия из Китая того времени. Кое-то, возможно, удалось. Есть фигурки как светлого, так и тёмно-зелёного нефрита. Но, нефрит ли это? Недавно в антикварном магазине я заметил, что под табличкой "Часы из нефрита" скрваются часы из серпентинита. Женщина-продавец или оценщица, а, может быть, хозяйка магазина ужасно расстроилась и я был с позором изгнан оттуда. "Нам таких умников не надо!"
- Я знаю этот магазин! Мне пытались там всучить новодел как... - вскричала Дама-в-белом.
- Давайте не будем никого позорить! Такое случается повсюду. Бывая во время отдыха за границей, в Европе, на экскурсиях, где нас обязательно затягивали в тот или иной ювелирный магазин, могу сказать, что мошенничества там не меньше. А, может быть, это только отношение к туристам?
И ещё, нефрит, да и жадеит - пористые минералы. Обработчики их издревле окрашивали в привлекательные зелёные тона. Иногда окрашивание чётко видно под микроскопом и совпадает с распределением пор в породе. Другой способ - исследование жада через фильтр Челси. Знаете такой?
- Да, знаем.
- Через фильтр Челси окрашенный жад выглядит розоватым. Чаще, конечно, окрашивают жадеит, как более редкий и дорогой материал.
- Мне в Питере, в музее Фаберже сказали, что нефрит был любимым минералом у Карла Фаберже, - вставила Девушка-в-леопардовом.
- А мне не смогли хорошо отполировать зелёный нефрит. Будто бы он трудно, плохо полируется. Но, древние-то могли! И бусы и браслеты, которые сейчас делают индийцы, отлично отполированы. А мастер не смог мне гладко отполировать шар для использования в лечении внутренних органов, - рассказал Литотерапевт.
- Так, давай по порядку. О Фаберже больше, поэтому - позже.
Действительно, есть некоторые неоднородные камни: волокнистые, зернистые или горные породы, склонные к недополировке. Здесь и нефрит, и жадеит, а также родонит, чароит, ляпис-лазурь и другие. Представьте себе поверхность, состоящую из кусочков неодинаковой твёрдости. При формировании формы изделия, кабошона, бусины, либо при шлифовке с использованием абразива, близкого по твёрдости к камню, мы получаем неоднородную поверхность из-за того, что отдельные элементы поверхности стираются быстрее, чем остальные. Такие поверхности принято называть "лимонной" или "апельсиновой коркой". И чем больше мы шлифуем и полируем, тем впадинки и ямочки становятся заметнее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий