понедельник, 26 августа 2024 г.

Stone Mondays - 9.

     - Позвольте. Ну, уж на что неоднородны рисунчатые агаты? Но, мне говорили, что они легко полируются до стеклянного или зеркального блеска.

     - Халцедоновые разности легко принимают полировку. Окварцевание, то есть пропитка халцедоном, любых камней приносит с собой высокое качество полировки. Полируется, как бы, не минерал, а кремнезём, пропитывающий камень. Вспомним, например, тигровый глаз или окварцованные кораллы. И таких примеров очень много.

     - Но, нефрит-то научились полировать. Как это делают?

     - Здесь есть свои технологические секреты. Во-первых, пользуются алмазным абразивом, который настолько твёрд, что не "чувствует" разницы между элементами камня. Поэтому шлифует и полирует поверхность одинаково. Во-вторых, шлифовку и, особенно, полировку нефрита производят на не мягкой поверхности: фетре, войлоке, джинсе, а на твёрдой - дереве, текстолите, фанере. Существует и ряд других тонкостей.

     - Вряд ли древние китайцы использовали алмазные абразивы. А ведь полировка у них была самая лучшая.

     - Да, точно, не использовали. Полировка на изделиях, конечно, была, но оценить её качество сегодня не представляется возможным. На протяжении веков нефритовые изделия подвергались воздействиям тепла и холода, воды и огня, поэтому поверхность древних изделий из нефрита часто тусклая, выветрелая. Есть и бережно хранимые, хорошо сохранившиеся в европейских и азиатских сокровищницах нефритовые изделия. Это - резные чаши, подвески, фигурки Будды, резные вставки в браслеты, кольца, пряжки с изображением Птицы Феникс или традиционных драконов и так далее. Из поверхность имеет, как правило, восковой, жирноватый блеск. А вот блеск изделий из нефрита фирмы Фаберже уже стеклянный. Произошла технологическая революция, к блеску простых, не покрытых сложной резьбой поверхностей нефрита, стали предъявлять повышенные требования.

     - О Фаберже. Правда, что нефрит - любимый камень Фаберже? - задала вопрос Девушка-в-леопардовом, с кислой миной выслушав сведения о полировке нефрита.

     - Действительно, долгое время в работах фирмы Фаберже камень играл подчинённую роль. Что нам вспоминается в первую очередь? Его несравненные пасхальные яйца, прозрачная эмаль под гелишированной поверхностью...

     - Подождите! - Вскрикнула Дама-в-белом. Я вспомнила. Расскажу легенду о драгоценных камнях. Восточная легенда. Когда Бог сотворил землю и всех тварей на ней, он не создал ни драгоценных камней, ни драгоценных металлов - золота и серебра. Но, вмешался враг рода человеческого - Дьявол или Сатана. Не знаю, как правильно?

     - Шайтан!

     - Ладно, пусть будет Сатана. Сатана решил посеять зло на земле. Он заметил, как Ева в раю любуется прекрасными разноцветными цветами. И создал дьявольские цветы - драгоценные камни. Может быть, и золото с серебром, точно не помню. И с тех пор люди творят всякие подлости ради драгоценных камней. Вот такая легенда. Она демонизирует драгоценные камни.  

     - Понятно, всё зло пришло через женщин...

     - Я отвечу, - начал Литотерапевт. Кроме всеобщего восхищения драгоценными камнями  существует не очень значительный антитренд _ считать их порождением зла. Так, у меня была клиентка - продавщица ювелирного магазина. Мы разработали с ней процедуру ежевечернего очищения водой после рабочего дня, после того, как она прикасалась к золотым изделиям, бриллиантам - тому, что она считает абсолютным злом, Хотя воду для очищения мы настаивали на кристаллах аметиста...

     - Как интересно! И много таких людей?

     - Не много, но такие люди есть. Поэтому я и говорю о слабом антитренде. Абсолютное большинство людей считают камни природным чудом.

     - А я читала, что, будто бы бирюза происходит из костей влюблённых, так и не соединившихся при жизни, - мечтательно произнесла Девушка-в-леопардовом.

     - То есть, бирюза - камень несчастья? Печали? - встревожилась Дама-в-белом.

     - Совсем не так. Поговорим и об этом. А сейчас вернёмся к нефриту. Собственно камнерезное производство у Фаберже долго играло подчинённую роль. Отдельные заказы выполнялись в мастерской Верфеля в Петербурге и мастерской Штерна в Идар-Оберштайне, в Германии, европейском центре обработки полудрагоценных и поделочных камней. За границей, в основном, выполнялись важные, "княжеские" заказы. Более бюджетные, иногда, резали и уральские мастера.

Комментариев нет:

Отправить комментарий