Положив в основу применение платины и неустанные поиски рисовальщиков, Картье получил от своих сотрудников замечательные шедевры, выполненные из бриллиантов и платины, иногда с прекрасными жемчужинами. Фирма Картье выпускала в больших количествах диадемы, колье, ошейники для собак, броши, украшения для корсажа.
Образцами для вдохновения служили либо басонные изделия ( банты, кисти ), либо мир природы ( лавровые ветви, колосья, цветы ), либо узоры кованого железа, а также образцы других видов прикладного искусства. Однако стиль был тот же: хорошо проработанные линии, завитки, очерченные с высокой точностью, словно циркулем, но сохранившие всю свою гибкость, симметричные композиции, расположенные вокруг центральной вертикальной оси; гармоничные пропорции и грациозный ритм. Ясный и чёткий рисунок давал возможность украсить линии листьями, переплетать линии, не теряя его чёткости. Довольно значительные пустые пространства позволяли выявить в полной мере игру каждого камня. Немногие сохранившиеся изделия всё ещё поражают не только красотой самих драгоценных камней, ослепительным сиянием их ярких и подвижно-изменчивых огней, но также и совершенством искусства, являющего собой саму ясность и чувство меры, строгость и гибкость, ритм и гармонию.
Короче говоря, стиль истинного французского классицизма. Подобные произведения не могли не понравиться аристократии и верхушке интернационального финансового общества, которые продолжали наводнять Париж. Только в этом городе богатейшие люди из России, Америки или с Востока могли найти себе предметы роскоши, достойные их происхождения или состояния. Они всё чаще и чаще являлись на Рю де ла Пэ, 13, поддаваясь соблазну приобрести эти волшебные изделия, словно сотканные из игры света и грации. Там же они находили необходимые для них аксессуары, например: часы-кулоны, часы-браслеты, всё более и более входившие в моду.
Но отчего же тогда не пойти навстречу иностранной клиентуре, не ответить на их потребности, обосновавшись там, где они постоянно проживают? Почему не появиться и в других столицах и не бороться там активно с местными конкурентами? Конечно, крупная буржуазия во Франции становилась всё состоятельнее благодаря экономическому подъёму, начавшемуся в 1895 году, но всё же роскошь Второй Империи более уже не возродилась. В то же время Англия процветала и её Двор блистал великолепием. Лондон имел постоянные контакты с огромными колониальными владениями Британской империи; туда с визитами являлись магараджи, страстные любители драгоценностей. В Соединённых Штатах огромные состояния сконцентрировались в руках Рокфеллеров, Вандербильтов, Карнеги, Морганов и др. Иными словами, назревала необходимость внедрения на богатые зарубежные рынки.
В 1902 году открылся Лондонский филиал Дома Картье. А в 1908 году появился филиал в Нью Йорке, на Пятой Авеню. Три брата распределили обязанности так: Луи - в Париже, Жак - в Лондоне, Пьер - в Нею Йорке.
Дальнейшие двадцать лет Дом Картье переживал необычайный расцвет. Он прочно укрепился в трёх основных столицах той эпохи. Восхищение его изделиями было повсеместным. Успех фирмы был отмечен многими королевскими знаками отличия. Про него говорили: "Картье - ювелир королей и король ювелиров".
( по материалам ГосЭрмитажа ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий