понедельник, 18 октября 2021 г.

Искусство Картье ( седьмое упоминание ).

     Картье не одобрял этой эволюции. Он предпочитал черпать идеи в многочисленных сборниках орнаментов XVIII века, собранных в его библиотеке: Пуже "Трактат о драгоценных камнях", 1762 г.; Ван дер Крёйзен "Новая книга рисунков", 1770 г.; Бертран "Ювелирные изделия и гравюры: медальоны, трофеи, вазы и другие новинки", 1771 г.; Пекиньо "Орнаменты, вазы и украшения избранных мастеров", 1872 г. и т.д. Он, конечно, по своему тоже изучал природу, но отталкиваясь от традиционных образцов французского искусства, а не через призму искусства японского. Картье рассылал своих рисовальщиков по Парижу, чтобы те делали наброски в свои записные книжки с деталями декоративных украшений особняков XVII и XVIII веков.

     Луи Картье стремился разрешить дилемму, характерную для второй половины XIX века. Для ювелиров того времени стало уже невозможным бесконечно повторять одни и те же элементарные схемы ( банальные цветочные мотивы, полумесяцы, звёзды и т.п. ). Оскар Массэн проложил новый путь благодаря тщательному изучению цветов в природе. У него было много подражателей и последователей. Но вскоре проявились недостатки подобного метода: изысканность рисунка и утончённость работы тонули в сверкании бриллиантов. Цветы, листья, птицы теряли отчётливость, плотность и рельефность форм в вибрациях света. Таким образом, необходимо было вернуться к тому принципу расположения алмазов, который учитывает их световую игру, не повторяя, однако, избитые композиционные схемы. 

     Луи Картье непрестанно размышлял над образцами орнаментов XVIII века в поисках простых литейных композиций, оригинальных и выразительных. Он внимательно изучал также кружево, кованое железо, работы европейских мастеров, исламскую резьбу, стараясь тем не менее избежать подстерегающих его опасностей эклектизма. Как и художники Арт Нуво, он стремился превзойти этот псевдостиль, но на свой лад. Он изучал искусство прошлого, однако не для того, чтобы ему подражать, а чтобы его обновить.

     Помимо всего прочего он знал: для того, чтобы подчеркнуть качество бриллиантов, нужны возможно более лёгкие оправы.

     Луи Картье знал о значительных успехах в этом направлении, достигнутых в предшествующие десятилетия. Но он хотел бы пойти ещё дальше и заставить камни заиграть в полную силу. Больше всего его интересовали в этом плане возможности платины. Новая методика плавки только что открыла возможность получать высокопробные сплавы платины. Отныне Луи Картье приказал своим мастерским отказаться от серебра, как металла не безупречного, слишком быстро чернеющего от окисления. Большой смелостью было перейти на платину, металл более стойкий и не подверженный коррозии, игнорируя сдержанное отношение своих клиентов и коллег к этому нетрадиционному материалу.



( по материалам ГосЭрмитажа ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий