Камнерез всё больше ощущал себя художником и - вот парадокс! - всё меньше оставался камнерезом. Тема, сюжет увели его от главного вопроса творчества: а что может сам камень такого, чего не найдёшь ни в каком другом материале: ни в глине и фарфоре, ни в чугуне и бронзе, ни в дереве. Однажды изменились обстоятельства: временные затруднения с сырьевой базой волокнистого гипса заставили камнерезов Прииренья более основательно присмотреться к плотному зернистому камню. Неожиданно появились новые решения и формы, пусть не всегда удачные, но в результате подтолкнувшие к переменам.
Негативным было то, что родились компромиссные решения, в которых селенитовые животные, рыбы, птицы переместились на крышки всевозможных коробочек белого или цветного гипса, утратив свою видовую и жанровую определённость. Малая скульптура превратилась из самостоятельного вида в украшение утилитарного предмета, а сам предмет приобрёл характер претенциозной, порой неопределённого назначения вещи.
Позитивным же оказалось то, что благодаря такому совмещению острее и нагляднее, чем когда-либо, художникам камня открылась красота контрастов, сочетания различных пород гипса, их особая выразительность в таком новом букете. На первый план наконец-то выдвигалось художественное начало, заложенное в самом гипсе.
50-е годы дали примеры подлинной влюблённости в красоту материала. Среди новинок появилось несколько точёных форм строгого, выразительного силуэта, сдержанной цветовой гаммы. Возведение в ранг самостоятельной декоративной формы некрупного точёного объёма прозвучало, при всей скромности этой находки, как открытие красоты камня. Глаз внимательно всматривался в калейдоскоп пятен, в извивы прожилок, в текстуры, в настроение цвета. Мастер начинал искать гипс, созвучный художественному замыслу. Творческие задачи приобрели неожиданную новизну: как придать большую сочность медовому цвету камня, как использовать "корешок" - сделать эту удивительную особенность волокнистого гипса выразительным средством камнерезного искусства, чем подчеркнуть красоту фактуры мелкозернистого гипса, отдать ли предпочтение блеску полированной поверхности или шлифованному "бисквиту".
По-новому воспринимался опыт 30 - 40-х годов: углубленный фон рельефов, окрашенный "под золото", "под серебро", мягкие грани заоваленной резьбы, контрасты шероховатой фактуры фона с тщательно прополированной поверхностью рельефа, тонкие штрихи орнамента.
Пристальней стало внимание к опыту русских и советских народных мастеров, к техническим приёмам обработки различных материалов, к системе выразительных средств, найденных при работе по дереву, кости, чеканке по металлу, в работе с твёрдым камнем. Перенесение этого опыта в обработку гипса часто давало неожиданные результаты. Можно увидеть, например, камень, декорированный скромным геометрическим орнаментом, характерным для деревянного подзора ( лавки, избы ). В дереве это была бы орнаментальная лента. В гипсе та же лента, легко преодолевая сопротивление материала, украшает каменный блок со всех шести сторон и становится "каменным" узором.
( по В.Б.Семёнову ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий