Марко Поло было известно о трёх способах добычи алмазов в восточной области Индостана. Самый остроумный из них связан с глубокой долиной, кишащей змеями, в которую смельчаки бросают куски мяса. Мясо ( с приставшими к нему алмазами ) должно привлечь внимание орлов. Искателям приключений остаётся проследить за полётом орлов и собрать упавшие алмазы.
Сведения о пограничных областях мира, обильных золотом или драгоценными камнями, на самом деле указывают на потусторонние пространства. Странствие туда и способ добычи желанного предмета описываются как подвиг.
Нетрудно заметить, что мы имеем дело с мифологическими сценариями, сходными со сказочными сюжетами, в которых герой должен пройти испытание, находясь в ином мире, и вернуться с волшебным предметом.
Уже в древности исчезновение сакрального ореола превращает эти сценарии в занимательные истории об охотниках за вполне реальными, хотя и труднодоступными драгоценными предметами, будь то золото, алмазы или благовонии. Осознавали ли современники легендарный характер этой истории? И что было важнее для них: занимательность или достоверность? И почему алмазы спрятаны на дне пропасти, а не на высоких горных вершинах?
Впервые легенда об орлах, приносящих драгоценные камни из недоступной долины, встречается в сочинении Епифания Кипрского ( IV в.), где говорится о двенадцати драгоценных камнях, упоминаемых в Библии. Благодаря переводам этого сочинения, легенда о добычи адаманта вошла в грузинский сборник Х в. и древнерусский Изборник 1073 г.
Литературный характер развития легенды делает неприемлемым широко распространённое среди западных исследователей мнение о хитрых продавцах дорогих предметов, сочинявших истории о чрезвычайных трудностях на пути смельчаков. Считается, что таким образом продавцы поднимали цену на свой товар.
Подобные рациональные суждения не учитывают мифологическую составляющую человеческого мышления. То, что истории о редких камнях входили в круг занимательного общения при дворах западных и восточных правителей, сомнений не вызывает. Речь идёт о сведениях, которыми обменивались средневековые интеллектуалы и путешественники.
( по А.Г.Юрченко ).
Сведения о пограничных областях мира, обильных золотом или драгоценными камнями, на самом деле указывают на потусторонние пространства. Странствие туда и способ добычи желанного предмета описываются как подвиг.
Нетрудно заметить, что мы имеем дело с мифологическими сценариями, сходными со сказочными сюжетами, в которых герой должен пройти испытание, находясь в ином мире, и вернуться с волшебным предметом.
Уже в древности исчезновение сакрального ореола превращает эти сценарии в занимательные истории об охотниках за вполне реальными, хотя и труднодоступными драгоценными предметами, будь то золото, алмазы или благовонии. Осознавали ли современники легендарный характер этой истории? И что было важнее для них: занимательность или достоверность? И почему алмазы спрятаны на дне пропасти, а не на высоких горных вершинах?
Впервые легенда об орлах, приносящих драгоценные камни из недоступной долины, встречается в сочинении Епифания Кипрского ( IV в.), где говорится о двенадцати драгоценных камнях, упоминаемых в Библии. Благодаря переводам этого сочинения, легенда о добычи адаманта вошла в грузинский сборник Х в. и древнерусский Изборник 1073 г.
Литературный характер развития легенды делает неприемлемым широко распространённое среди западных исследователей мнение о хитрых продавцах дорогих предметов, сочинявших истории о чрезвычайных трудностях на пути смельчаков. Считается, что таким образом продавцы поднимали цену на свой товар.
Подобные рациональные суждения не учитывают мифологическую составляющую человеческого мышления. То, что истории о редких камнях входили в круг занимательного общения при дворах западных и восточных правителей, сомнений не вызывает. Речь идёт о сведениях, которыми обменивались средневековые интеллектуалы и путешественники.
( по А.Г.Юрченко ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий