воскресенье, 20 августа 2023 г.

Глиптика ( двадцатое упоминание ).

      Дворы ранних греческих тиранов, подобных Поликрату Самосскому, становятся центрами утончённой духовной жизни. Достаточно вспомнить имена таких прославленных поэтов, как Анакреонт и Ивик, таких учёных и художников, как Демокед Кротонский и Теодор Самосский, живших в это время на Самосе. Нарративная традиция сохранила нам имена двух самосских резчиков гемм: Мнесарха, отца философа Пифагора, И уже упоминавшегося Теодора, автора печати Поликрата. Однако из сотен архаических гемм ни одну мы не можем в данный момент связать с этими мастерами.

     В VI веке до н.э. появляются подписи резчиков: иногда в виде имени, иногда в виде формулы: "делал такой-то". Но ни одна гемма не несёт имён Мнесарха и Теодора, единственных двух резчиков этого времени, упомянутых в исторических сочинениях. Зато мы знаем шесть других имён, которые мастера эпохи архаики вырезали сами на своих геммах: ионийца Аристотейха, видимо, жившего в Милете; Семона и Сириеса, причём последний, вырезавший изображение Анакреонта, возможно, связан с Самосом; а также Эпимена, Онесима и Анаклеса. Всего шесть имён, - этого явно недостаточно для той обильной продукции, которую выпускали мастера в Афинах, Ионии и на островах Эгеиды вплоть до греко-персидских войн начала V века до н.э. 

     Восток, очарование которого ощутимо в греческом искусстве этого периода, оказал своё влияние и на форму печатей, характерную для архаической Греции. Это скарабей - священный жук египтян, имеющий продольное отверстие и вращающуюся дужку. Носили его, можно думать, так же как прежде островные и эгейские гаммы, - скорее на запястье, на шее или у пояса, а не на пальце. В изображении жрицы, найденном на Кипре, мы видим подобную печать, укреплённую на левом плече женщины, По-видимому, для прекрасного пола это был обязательный предмет туалета. Писатель Афиней сообщает: "жук-скарабей - это женское украшение".

     Но, выполненный из цветного камня, рельефный жук на золотом кольце служил и практическим целям6 на его плоском основании вырезалась печать, необходимая греку и гречанке в повседневной жизни. Приведём фрагмент из комедии Аристофана, где женщины жалуются на своих мужей:

     Вот почему нас держат под замком мужья, 

     Печатью запечатывая двери к нам...

     Простим и это. Но беда не вся ещё,

     Свободно прежде мы могли хозяйничать,

     Муку и масло брали, и вино. Теперь

     Нельзя. Мужья с собой уносят ключики...

     Когда-то мы умели подпечатывать

     В кладовках дверь, печать купив за два гроша,

     А нынче язва дома, Еврипид, мужей

     Заставил завести печати новые,

     С резьбой тончайшей.



( по О.Я.Неверову ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий