пятница, 1 декабря 2023 г.

Петербургские ювелиры ( одиннадцатое упоминание ).

      Грядущая коронация Александра I требовала новых немалых расходов, поскольку, чтобы не нарушать традиции, следовало предусмотреть большое количество подарков для раздачи в праздничные дни столь важного торжества. Хотя львиную долю предназначенных для пожалования вещей позаимствовали из числа казённых, хранящихся в кладовых Кабинета, потребовались и новые табакерки, перстни и карманные часы, украшенные портретами и вензелями нового самодержца. В результате только фирма "Братья Дюваль" в год коронации поставила ко Двору драгоценностей на сумму 115 735 рублей. Дабы хоть как-то свести концы с концами, молодой монарх повелел: "возвратить в государственное казначейство вместо выданных в прошедшем году ювелиру Дювалю - 410 317 рублей, заплатить ювелиру Дювалю за взятыя в Комнату брилиантовыя и другие вещи - 506 970 рублей", причём в нынешнем 1801 году выплатить "ювелиру Дювалю - 306 970 рублей, а прочия же 200 000 рублей оставить платежём до предбудущаго года". Однако, эти 200 тысяч и в 1802 году не смогли из-за нехватки денег в Кабинете уплатить Якову Дювалю.

     Александру I пришлось, где и насколько только возможно, прибегнуть к сокращению расходной части бюджета. Михайловский замок, обагрённый кровью убитого государя, спешно покинут членами августейшей семьи. Заказы на его серебряный декор, изготовлявшийся на петербургской фабрике Ивара-Венфельта Бука, аннулированы. Всё ранее сделанное убранство, включая снятую со стен роскошную обивку, перенесли в Мраморный и Таврический дворцы или до поры до времени убрали в кладовые. В опустевшую бывшую императорскую резиденцию, напоминавшую современникам своеобразный мавзолей, въехали Орденский капитул и различные учреждения, а часть её освободившихся помещений заняли под квартиры чины Двора. Однако, ещё в феврале 1803 года императорскому Кабинету, чьи долги в 5 307 000 рублей приняла в конце концов на себя казна, пришлось с разрешения молодого государя взять на достройку злосчастного Михайловского замка миллионный заём из Ассигнационного банка.

     Содержание Императорского Стеклянного завода, до 1792 года в блестящем состоянии находившегося в частном владении светлейшего князя Г.А. Потёмкина-Таврического, теперь стало казаться слишком обременительным, и казённое предприятие чуть было не отдали в аренду Николаю Алексеевичу Бахметьеву, успешному владельцу хрустальной фабрики близ села Никольского в Пензенской губернии. Но в последнюю минуту посчитали достаточным лишь продать излишки продукции, частично сократить число работников, а оставшихся с 1804 года перевести на сдельную оплату труда.

     Почистили и кладовые Кабинета. Просмотрев хранившиеся там ювелирные вещи, выставили вышедшие из моды не аукцион в 1802 году, где получили за них 37 776 рублей 1 копейку. 

     Но без драгоценных подарков при Дворе не обойтись. Теперь заказы августейшей четы выдвигаются исполнять другие ювелиры, начавшие свою деятельность ещё в XVIII веке. К сожалению, только архивные документы дают представление о творчестве этих искусников, ибо из их работ почти ничего не уцелело от разрушительного действия времени.

( по Л.К.Кузнецовой ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий