Знакомство с другими культурами, явившееся результатом походов Александра Македонского и освоения новых территорий, отразилось и в искусстве резьбы на камне: расширились её тематика и техника. Именно в этот период к традиционным инталиям ( геммам с углублённым изображением ) добавилось новое изобретение - камеи, имеющие выпуклый рельеф. Теперь пластические свойства скульптуры и колорит картины слились в одном произведении глиптики, которое часто называют "живописью в камне".
Природные свойства многослойного камня сардоникса, гармонично подчёркнутые виртуозной резьбой, позволяли достичь тончайших цветовых нюансов и светотеневых эффектов в рельефных изображениях богов, героев, бытовых и мифологических сцен. Такие геммы с ярко выделяющейся на тёмном фоне фигурой или профилем предназначались для всеобщего обозрения, использовались в качестве украшений, подношений в храм, памятных подарков или амулетов-апотропеев для защиты от дурного глаза.
Фалеры - первоначально бляхи на конской сбруе - изготавливались из металла, позднее - из раковин, цветных камней и стекла, основными качествами которого были относительная дешевизна и возможность лёгкого тиражирования отлитых в одной форме нескольких образцов. Окрашенные в различные цвета стеклянные бляхи с рельефами в сочетании с кожей ремней и металлическим блеском доспеха придавали необычайную яркость образу всадника.
Часто фалеры служили наградой за проявленное в бою мужество и доблесть и вручались преимущественно солдатам от имени императора. Как правило, их крепили в центре воинского панциря. Сюжеты изображений были достаточно разнообразны: от династических портретов до мифологических персонажей. При изготовлении фалер мастера нередко копировали уже известные произведения искусства, например: инталии, камеи или картины. Голова Медузы Горгоны охраняла владельца и защищала от злых сил и дурного глаза, поэтому стала одним из наиболее популярных образов в глиптике.
( по материалам Государственного Эрмитажа ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий