В середине 1980-х годов традиционные формы украшения, надевающегося на палец в виде металлического кольца или перстня с камнем, в авторском ювелирном искусстве ушли в небытие.
Неожиданная композиция из двух колец "Ночка" и "Облако" ( 1985 г. ) Татьяны Балтро представляет собой плоские экраны бесцветного и зеленовато-чёрного прозрачного акрила. Свет, проходящий сквозь них, играет тенями, отброшенными на руку. Эти тени соединяют плоскостную структуру украшения с объёмной структурой человека в живую пластическую композицию, ежесекундно изменяющуюся словно своеобразный перфоманс.
Ювелиры конструктивно-пластического направления в эпоху хай-тека черпают образы не в природных, а в абстрактных формах математических фигур, воплощая их в материале средствами графики, строя объём на взаимодействии плоскостей.
Обращение к математике ( образ ) и графике ( средство ) - не просто желание поставить рядом разные области знаний и исследований, а стремление к взаимопроникновению, к органическому порядку, к общему знаменателю. Законы и формулы математики и графический язык, применённые в ювелирном искусстве, служат построению некой новой реальности, созданию художественного образа времени.
Эта тенденция быстро развивается со второй половины 1980-х годов. Пластическая декоративность серии колец "Квадратура круга" Владимира Позднякова разрешается на основе топологических свойств геометрических фигур. Каждая из композиций, взаимодействуя с человеком, по-своему завершает художественный образ. Графическая основа чётко просматривается в серии колец Николая Ёжкина "Воздушные пути". Многогранный образ эпохи воплощён в композиции с пронзительной точностью. Серия состоит из трёх колец-объектов в виде неправильного треугольника с двумя прорезями для пальцев. Кольца на всю кисть впервые встречаются в русском ювелирном искусстве в конце 80-х годов XX века. Динамический характер придают и декоративные разделки - щелевидные отверстия и перфорированный орнамент.
( по И.Перфильевой ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий