С 1800 года екатеринбургскими шлифовальщиками близ деревни Макаровой разрабатывалась голубовато-серая с лёгкими коричневатыми струйками макаровская яшма. Одна из наиболее совершенных проб макаровского камня - хранящийся ныне в коллекции Эрмитажа пьедестал для лампы, изготовленный в 1858 году по рисунку академика М.А.Щурупова екатеринбургскими камнерезами.
Под именем "каминных" прославились зеленовато-жёлтые яшмы горы Утлык-Таш. Из них выделывались каменные доски.
Одновременно на левом берегу реки Иремель неподалёку от деревни Мулдашевой была открыта голубовато-серая яшма. И сегодня здесь можно видеть старые выработки: два карьера среди густого березняка. В ямах всё ещё сохранились глыбы яшмы, некогда приготовленные к отправке. Из иремельской яшмы была сделана роскошная, благородного тона рама мозаичной карты Франции и резьба к сеням петербургского храма Воскресения.
Последними значительными открытиями XIX века были светло-серая яшма Еланского месторождения и николаевская яшма, которую больше знали под именем шалимовской, названной так в честь открывшего её старейшего работника Екатеринбургской гранильной фабрики Г.В.Шалимова. Отыскана шалимовская яшма была близ деревни Мулдакаево на небольшой возвышенности хребта Герцы-Таш по специальному заказу на изготовление грандиозного саркофага в некрополь петербургского Петропавловского собора.
Эти яшмы были достойными соперницами калканской. И всё-таки что-то выделило калканский стально-серый камень. Что же? Прежде всего значительные размеры монолитов. Они позволили применить её в крупных монументальных и декоративных формах ( обелиски, вазы, торшеры ). Изделия порой достигали двух метров в высоту и метра в диаметре. Сравнительно простые формы добычи - камень залегает почти на поверхности. Неброская красота делало её уместной в любом архитектурном ансамбле, среди различных материалов. Ни с чем она не спорила, нечему не противоречила, но неприметно подчиняла себе те или иные элементы декора. С её густыми и благородными тонами выгодно контрастируют бронза и золото. На её ровном спокойном фоне выразителен любой рисунок орнаментальных накладок. Податливость в обработке - по своей природе калканская яшма - туф, совершенно не имеет в своём составе кварца и обрабатывается значительно легче, чем классические яшмы, содержащие до 85 % кварца, расположила к эксперименту в поиске выразительных возможностей художественной обработки камня. Всё это и сделало калканскую яшму добрым гением русских камнерезов. В ней отразился весь опыт работы с камнем: форма, приёмы обработки, технология. На ней пробовали, чтобы перенести найденное в более твёрдые породы или, напротив, уберечься от возможных ошибок. Этап за этапом рождались произведения, исполненные художественного совершенства.
( по В.Б.Семёнову ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий