четверг, 4 апреля 2024 г.

Петербург каменный ( девятнадцатое упоминание ).

     С первой половины XIX века в Петербурге начали строить металлические мосты. Это были чугунные арочные мосты, поставленные на массивные каменные опоры и береговые устои, сложенные из гранитных блоков. К построенным в то время мостам относятся широко известные переправы через Мойку: Зелёный ( Полицейский, Народный ) мост на Невском проспекте, Красный в створе Гороховой ( Дзержинского ) улицы, Синий, пересекающий Исаакиевскую площадь, Поцелуев мост в створе улицы Глинки. Большая группа чугунных мостов связана с ансамблями Летнего сада, Инженерного замка, Дворцовой и Конюшенной площадей. 

     Из пяти висячих мостов до наших дней сохранилось три пешеходных моста. Египетский мост обрушился в 1905 году при переходе через него кавалерийского эскадрона. Новый Египетский мост был построен только через 50 лет, в 1955 году. Это однопролётный мост, проезжая часть которого покоится на стальных блоках длиной 55 метров, перекинутых через Фонтанку, и железобетонных береговых устоях с гранитной облицовкой. У въездов на мост на мощных гранитных пьедесталах установлены четыре чугунных сфинкса, выполненных по модели скульптора П.П.Соколова в 1826 году. Мост декорирован гранитными обелисками с фонарями, стилизованными под древнеегипетские.

     Пантелеймоновский висячий мост был разобран, и в 1905 году на его месте, возле Летнего сада, возведён новый ( мост Пестеля ). Необходимость сооружения капитального моста была вызвана намечаемой прокладкой через него трамвайной линии и опасениями, что цепной мост может не выдержать такой нагрузки. На гранитные береговые устои нового моста через Фонтанку была переброшена стальная арка, поддерживающая проезжую часть; в дальнейшем мост облицовали гранитом и украсили металлической решёткой и фонарями.

     Из 10 мостов, перекинутых через Обводной канал в дореволюционное время, до наших дней сохранился один Варшавский, остальные полностью перестроены в советское время. Варшавский мост сооружён в створе Измайловского проспекта в 1870 году взамен деревянного. Мост металлический, арочный, длиной 21,7 метра, шириной 30,5 метра. Гранитом облицованы каменные опоры и парапеты на открылках береговых устоях.

     Для строительства и архитектурного оформления мостов через малые реки и каналы использовались только овоидные граниты рапакиви красных и серовато-красных тонов.



( по М.С. Зискинду ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий