понедельник, 29 апреля 2024 г.

Петербург каменный ( двадцатое упоминание ).

      Через Неву вплоть до середины XIX века строились только наплавные мосты на деревянных плашкоутах ( баржах ). На зиму, к периоду ледостава, они отводились к берегам. Первый постоянный мост через Неву был сооружён в 1842 - 1850 гг. по проекту С.В.Кербедза на мощных каменных "быках", облицованных серыми сердобольскими гранитами, предположительно добытыми на месторождении Импиниеми на северном берегу Ладожского озера. Из этих же гранитов были выполнены и ледорезы. Этот, первый от устья Невы мост, названный в советское время именем лейтенанта Шмидта, длиной 336 метров, был сооружён из чугунных арок. В 1938 году, в связи с резким увеличением движения, мост был разобран и на старых опорах и устоях был построен новый, стальной, со значительно расширенной проезжей частью. Художественная решётка, выполненная по модели видного архитектора А.П.Брюлова, была сохранена.

     Хронологически вторым петербургским мостом через Неву был Литейный, построенный в 1875 - 1879 гг. по проекту А.Е.Струве. Это первый в России крупный мост из стальных арок. Мост шестипролётный, установлен на монументальных опорах и береговых устоях, облицованных красными овоидными гранитами. По облику их можно отнести к питерлитам, добыча которых в те годы велась на Питерлакском месторождении Выборгской гранитной интрузии.

     В 1965 - 1967 гг. Литейный мост был реконструирован и одновременно расширен на 10 метров для обеспечения проезда всё увеличивающегося потока транспорта; разводной пролёт, слишком узкий для пропуска современных судов, перенесён ближе к середине Невы и удлинён до 50 метров. Преобразованы также набережные и предмостные площади. На обоих берегах, у въездов на мост, сделаны развязки, устроены тоннели, расширены лестницы и каменные тротуары. Для архитектурной отделки были использованы розовато-красные граниты Каарлахтинского месторождения.

     Троицкий ( Кировский ) мост, воздвигнутый в 1897 - 1903 гг., соединил центральную часть города с Петроградской стороной. По архитектурному оформлению является одним из красивейших невских мостов. Состоит из двух гармонирующих между собой частей: основной - шестипролётной, перекрытой стальными фермами, установленными на монументальных опорах, облицованных розовато-красными гранитами, и трёхпролётной арочной эстакады, примыкающей к правому берегу Невы и выполненный из блоков таких же гранитов. Аналогичная массивная каменная арка соединила опору, в которой размещены механизмы для развода моста с левобережным устоем. Въезд на мост оформлен двумя гранитными обелисками с рострами и фонарями. Обелиски изготовлены из полированных красных валаамских гранитов месторождения Сюскюянсари. Граниты этого же месторождения использованы для украшения фонарей-торшеров, установленных на всех каменных опорах Троицкого моста.

     При реконструкции моста в 1967 году изменён облик левобережного устоя и примыкающей к мосту набережной. Вместо прежних узких лестниц сооружены новые гранитные спуски, по цвету и форме подобные спускам, сооружённым в XVIII веке на Дворцовой набережной с широкими гранитными площадками-пристанями у воды, Вдоль парапетов на набережных установлены каменные скамейки.



( по М.С.Зискинду ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий