Суеверные фантазии имеют такое же отношение к истине, как тень фигуры к самой фигуре. Мы знаем, что тень не материальна, но знаем также, что она отбрасывается каким-нибудь реальным предметом; точно также можно быть уверенным, что, каким бы глупым не казалось суеверие, оно имеет под собой некоторое основание. Суеверие ассоциируется с высшим свойством человеческого ума - воображением. Чувство придаёт окружающей нас реальности большую часть очарования, а всё, что есть великого в искусстве и литературе, обязано своим существованием преображающей энергии воображения. С другой стороны, нездоровое воображение искажает и ухудшает впечатление от визуального или прямого контакта с предметом и рождает только неприглядные и низменные формы и мысли.
В начале XVIII века была проведена серия очень интересных экспериментов с демонстрацией эффектов, вызываемых у чувствительного объекта прикосновением драгоценных камней и минералов, что происходило с "пророчицей из Преворста" Фредерикой Хоффи ( р. 1801 ), считавшейся выдающейся ясновидицей. Когда она брала в руку кусочек гранита, порфира или кремния, она ничего не чувствовала. А вот тончайшие свойства плавикового шпата оказывали на неё ярко выраженное воздействие, расслабляя мышцы, вызывая диарию и появление кислого привкуса во рту, а иногда и вызывая сомнамбулическое воздействие. Воздействие сапфира и исландского шпата тоже вызывало сомнамбулизм. Если вышеупомянутые камни подавляли её жизненную энергию, то сульфат бария стимулировал мышцы, наполнял тело приятным теплом, создавал ощущение полёта, При длительном контакте с этим материалом приятное ощущение сопровождалось смехом. Витерит и углекислый барий усиливали этот эффект: наблюдались спазмы смеха.
В ходе эксперимента обнаружили сильное стимулирующее действие горного хрусталя. Взяв его в руку, испытуемая пробуждалась от полусна, а стоило положить его в подложечную ямку, он мгновенно выводил провидицу из сомнамбулического транса, распространяя при этом приятный аромат. Однако, если хрусталь оставляли в ямке надолго, через некоторое время мышцы отвердевали и в конце концов начинался эпилептический припадок. Мышцы испытуемой затвердевали так, что она не могла согнуть ни руку, ни ногу. Такой же эффект, но в гораздо меньшей степени, возникал при пристальном взглядывании в стекло. Все бесцветные силикаты, бриллиант и даже гипс обладали этим свойством, а вот базальт или гелиотроп был способен вызывать горечь во рту.
Наиболее сильное действие оказывал гематит; оксид железа в этой субстанции вызывал нечто вроде паралича с ощущением внутреннего озноба; это состояние облегчалось лишь прикладыванием витерита. От октаэдров магнетита появлялось ощущение тяжести, конвульсивное подёргивание конечностей, даже когда материал, завёрнутый в бумагу, лишь проносили мимо объекта. Шпинель, в состав которой входит оксид хрома (? ), производила то же действие, что и магнетит, с той лишь разницей, что ощущение тяжести, казалось, разливалось по рукам снизу вверх, в то время как при воздействии магнетита - наоборот, сверху вниз, из-за магнитных свойств железа. Рубин вызывал чувство холода на языке, причём такое сильное, что испытуемая могла произносить лишь невнятные звуки. Пальцы рук и ног тоже холодели, по телу проходила лёгкая дрожь, однако все эти негативные симптомы вскоре сменялись ощущением гибкости и комфорта, не без опасения, правда, что камень может вызвать повторение физической депрессии.
При использовании хризопраза озноб и дрожь начинались в груди и распространялись по всему телу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий