воскресенье, 28 апреля 2024 г.

Глиптика ( двадцать восьмое упоминание ).

      Таким образом, развитие глиптики в послепетровской России было хотя и ограниченным интересами двора, но закономерным процессом, стимулируемым усиливавшимися в русском искусстве классическими тенденциями. Наиболее полно этот процесс выразил себя в период господства высокого классицизма и ампира, так как именно внутри этих стилей глиптика могла развиваться в обычных для неё формах обращения к античности, к её мифологическому и художественному языку.

     Именно в этом идейно-художественном контексте и возникло столь яркое и самобытное явление как резьба камней и печатей на обслуживавших двор камнерезных фабриках. В подобных масштабах и в форме мануфактурно-промышленного производства оно стало специфически русским феноменом ( в Европе можно, пожалуй, вспомнить только принадлежавшую Великому герцогу Тосканскому небольшую фабрику pietra dura во Флоренции, продукция которой также включала в себя камеи ).

     Роль каждой из фабрик в описываемом художественном феномене не равноценна. Исторически сложилось так, что для петергофских мастеров вклад оказался наименьшим. Мы обладаем неопровержимыми документальными свидетельствами нескольких попыток оживить на Петергофской фабрике "знаменитое в древнем мире искусство вырезания камей и гемм".

     Изучение уральского камейного художества базируется на обширнейшем вещественном материале, исчисляемом более, чем двумя с половиной сотнями камей екатеринбургской работы ( всего было произведено порядка 400 камей ). Возникнув на Екатеринбургской гранильной фабрике в конце 1780-х годов, камейное художество планомерно развивалось в её стенах до середины XIX столетия, составляя на протяжении, по крайней мере, полувека важную сторону её деятельности. "Камейное дело" или, как ещё говорили, "резное художество" только здесь было выделено в самостоятельную сферу производства, объединяющую учебный и творческий процессы, с фиксированным числом работников. 

     Доля камей в продукции Колыванской фабрики невелика из-за общей её ориентации на изготовление "колоссальных" декоративных изделий из яшм и порфировых туфов, залегающих на Алтае огромными блоками. Камней же, пригодных для резьбы камей, несмотря на серьёзные поисковые усилия, там находили немного, и ассортимент их оказался ограниченным. Поэтому камеи резались только "в свободное от важнейших работ время". При этом навыками резьбы камей здесь владели все лучшие камнерезы - это считалось высшим показателем зрелого профессионального мастерства. Фабричные образцы углубленной и рельефной резьбы в XIX веке демонстрировались на общероссийских Художественно-промышленных выставках.

     Главным местом нахождения всего массива выявленной сегодня камейной продукции императорских камнерезных фабрик является государственный Эрмитаж. В других же музейных собраниях России ( Государственном Историческом музее в Москве, музее-заповеднике "Петергоф", Музее изобразительных искусства в Екатеринбурге, музее завода имени И.И.Ползунова в посёлке Горная Колывань ) и за рубежом ( Национальном музее в Кракове, Музее Пенсильванского университета в Филадельфии ), а также в частных коллекциях Москвы и Парижа нам известны, в общей сложности, не более дюжины камей уральской и колыванской работы. Какая-то часть камейной продукции всех трёх камнерезных фабрик, несомненно, ещё где-то таится, будучи не только неопубликованной, но и просто нераспознанной, и это оставляет надежду на открытие новых памятников в будущем.



( по Ю.О.Каган ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий