вторник, 10 декабря 2024 г.

Stone Mondays - 40.

     - Скажите, извините, что перебиваю, а как Карл Фаберже относился к жемчугу? Много ли изделий с жемчугом выпустила его мастерская? - поинтересовалась Дама-в-белом.

     - Спасибо. Вы задали очень интересный вопрос, который как-то не приходил мне в голову. Ведь стиль Фаберже - это, прежде всего, прозрачные эмали по гелишированным поверхностям золотого сплава, широкое использование природных камней. С этой точки зрения, жемчуг выглядит чуждым элементом. Ведь царские регалии в те времена или были уже изготовлены, или приобрели иной вид, времена "русского узорочья" давно прошли, да и стиль Фаберже был скорее иностранным, часто его сравнивают со стилем Людовика XV. Наконец, много жемчуга традиционно уходило на культовые православные изделия - оклады икон, кадила, ковчеги, мощевики, раки для мощей. А в этой области Фаберже работал сравнительно мало.

Я могу вспомнить только пасхальное яйцо с моделью яхты "Штандарт". Николай II подарил его императрице на Пасху 1909 года. В этом изделии доминирует горный хрусталь, лазурит, золото и серебро. Дополнительный декор создают эмаль, небольшие бриллианты, огранённые "розами" и две грушевидные жемчужины, подвешенные по бокам. Вот, пожалуй, и всё.

Работали с жемчугом знаменитые в те времена фирмы "К.Э.Болин", мастерские И.Брицына, А.Тилландера, А.Сумина, но, повторяю, русский модерн характеризовался совсем другими камнями - демантоидом, гранатами, аметистами, бриллиантами старых огранок. Иногда рубинами и сапфирами.

     - А когда в России был расцвет любви к жемчугу?

     - В XVI - XVII веках. Это было время русской самобытной культуры - "русского узорочья". Пожалуй, первое место жемчуга не оспаривал ни один камень, хотя в изделиях того времени фигурировали и гранаты, рубины, изумруды, сапфиры, не распознанные ещё в те времена шпинели, высокоценимые аметисты и бирюза. Конечно, сам стиль "русского узорочья" формировали не камни, а своеобразные рисунки филиграни, широкое применение многоцветной эмали, чеканных изделий с чернью.

Искусствоведы, например Инна Вениаминовна Шаталова, писала об этом времени:

"В средневековой Руси драгоценные украшения пользовались всеобщей любовью, о чём сохранилось немало исторических свидетельств. Их носили и женщины, и мужчины, независимо от того, принадлежали ли они к простому люду или представляли верхушку тогдашнего феодального общества - царскую семью и боярство. Их украшения отличались только ценностью металлов и камней...

Роскошь парадных драгоценностей немало удивляло иностранцев, иноземные послы сообщали на родину, что царь и бояре одеваются "пышно, без всякой меры".

     - А что вы думаете о современных тенденциях на Западе, когда становится стыдно выставлять своё богатство публично? О мнении, что "золотые понты" присущи только варварским странам? - спросила Барышня-в-голубом.

     - Ну, на то они и современные тенденции, что были абсолютно неприсуще Средневековью и Новому Времени. Нельзя однозначно сказать, что сегодня на Западе стыдно выставлять своё благополучие и статус на всеобщее обозрение. Хотя и присутствует некоторая сдержанность от бахвальства, экологичность мышления, протестанская и иудейская бережливость, пропагандируется вторичное использование материалов.

Скорее мы видим тенденцию перехода в виртуальные миры, где на первое место выходят креативность и работа дизайнеров, а не стоимость материала. Идеи, а не драгоценные камни. Отсюда и едкие замечания в адрес азиатских женщин, носящих золотые браслеты, мужчин, чьи руки унизаны перстнями с драгоценными камнями.

Отсюда массовый переход на синтетические камни, имитации ювелирных сплавов, бижутерию. Так, несколько лет назад ведущие женщины-политики и знаменитые телевизионные звёзды часто появлялись  экранах в ожерельях из очень крупных имитаций жемчуга. Такие крупные "жемчужины", размером с шарик для гольфа, не оставляли сомнение, что перед нами не настоящий жемчуг. Но, такова мода. 

Нужно заметить, что американский рынок всё ещё "переваривает" огромные объёмы роскоши, золота и драгоценных камней. А европейский рынок гораздо более скромен.

Комментариев нет:

Отправить комментарий