Хранитель с улыбкой, адресованной Барышне-в-голубом, поставил кофейную чашку на низкий столик и занял своё место у большого стула, на спинку которого как на кафедру облокотился.
- В российское Средневековье, позвольте так я буду именовать русские XVI - XVII века, несмотря на то, что в Европе уже бушевало Новое время. У нас Новое Время с присущим ему парадигмами началось с Петра I, хотя некоторые историки видят политику Нового Времени ещё у предшественницы Петра I - царь-бабы Софьи.
Итак, в условное российское Средневековье женщины носили длинные, до плеч, жемчужные нити, которые подвешивали к головным уборам симметрично, с обоих сторон. Это украшение называлось "рясны". Как пишут искусствоведы, ношение рясн требовало особой плавности движений и величавой походки.
Широко были распространены серьги, впрочем некоторые из них подвешивались не к ушам, а к головному убору. Самые распространённые серьги были "одинцы", "двойчатки" и "тройчатки". По названиям вы понимаете, что различие заключается в количестве подвесок под основным элементом украшения. Часто такими подвесками служили бусинки речного жемчуга.
- И сейчас такие встречаются.
- Да, как в новорусском стиле, так и в своеобразных стилях филиграни Средней Азии и Кавказа.
А в те времена особенно широко жемчуг применялся при изготовлении кокошников, поднизей, серёг и бус. Формы жемчужных серёг отличались чрезвычайным разнообразием. Они были или плоские - снизанные в виде сетки из мелкого речного жемчуга, часто вместе с металлическими бусинами, или объёмные - имитирующие виноградные кисти, или сочетающие плоские и объёмные элементы - с металлической грушевидной подвеской, овитой жемчугом, и плоским бантом из нитей жемчуга.
Тонкие переливы умело подобранных жемчужин, простой, но изящный рисунок плетения придавали своеобразную красоту этим изделиям. Вплоть до XX века жемчужные серьги были самым излюбленным и наиболее характерным украшением русских женщин - отмечают искусствоведы.
Они же констатируют, что "в разные периоды предпочтение отдавалось разным камням, однако через все века проходит любовь русского народа к жемчугу, который широко использовался в костюмах всех слоёв общества. Лучшие его сорта шли для отделки дорогих золотых вещей, предназначенных для высшего слоя общества, а мелкий жемчуг, в большом количестве добывавшийся в реках России, служил украшением народной одежды.
Жемчуг вставляли в ювелирные изделия, носили в виде ожерелий, которые северяне называли "перлами", расшивали им кокошники и венцы.
- Я бы отметила следующее обстоятельство, - проговорила Дама-в-белом. Жемчуг ассоциируется исключительно с женщинами. Трудно представить мужчину, носящего, к примеру, жемчужное ожерелье.
- Нет, а я видела цыганского барона, наверное, с жемчужным браслетом!
- Помните, что жемчуг - это канонический, если так можно сказать, церковный камень. Вспомните оклады икон, переплёты церковных книг, предметы культа, одежды церковных иерархов.
- Да, подтверждаю, - согласился Ювелир. Ремонт церковной утвари часто состоит в замене или восстановлении потерянных жемчужин.
- И всё-таки, жемчуг - это женский камень!
- Согласны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий