Предыдущее (четвертое) сообщение о стилях ювелирных украшений можно прочитать здесь.
БАРОККО И РОКОКО.
В то время, когда в ювелирном искусстве России господствовало "русское узорочье", Европа вступила в эпоху барокко.
Барокко родилось в конце ХVI века в Италии, но прошло немногим более половины столетия, и стихия этого яркого, роскошного стиля охватила Францию, а за ней и большинство стран Европы.
Не безынтересна история происхождения термина "барокко". Как писал исследователь стилей в искусстве В.Г.Власов, "жаргонное словечко "барокко" использовалось португальскими моряками для обозначения бракованных жемчужин неправильной формы, а в середине ХVI века оно появилось в разговорном итальянском языке как синоним всего грубого, неуклюжего, фальшивого".
Несколько позже французские мастера стали довольно широко употреблять слово baroquer, но в их словаре оно уже означало "смягчать, растворять контур, делать форму более мягкой, живописной". В качестве термина, обозначающего конкретный художественный стиль, слово "барокко" вошло в научный обиход только в ХIХ столетии, и его этимология в определённой мере раскрывает содержание стиля.
Действительно, барокко - один из самых пышных и живописных исторических стилей, в нём нет той "правильности", чёткости и сдержанной гармонии, которые характерны для произведений эпохи Ренессанса. Но, возможно, ещё более точно стиль барокко могут охарактеризовать эпитеты "великолепный и торжественный". Именно такими предстают перед нами совершенные образцы архитектуры барокко - величественные храмы Рима, возведённые в ХVII веке по повелению пап, дабы прославить власть и могущество католической церкви.
В ювелирном искусстве наиболее яркое развитие стиль барокко получил в работах французских мастеров, поставщиков двора Людовика ХIV. Правление Короля-Солнца ( 1643-1715 ) стало апогеем абсолютной власти, и для оформления этой власти требовалась достойная оправа. Самые искусные ювелиры, так же как и лучшие мастера других видов искусства, стекались к французскому королевскому двору. Интересно отметить, что золотых дел мастера пользовались там особыми привилегиями, не случайно только им и живописцам было разрешено высочайшим указом носить шёлковые чулки, что до той поры позволялось лишь дворянам.
( по И.В.Шаталовой ).
Следующее (шестое) сообщение о стилях ювелирных украшений можно прочитать здесь.
БАРОККО И РОКОКО.
В то время, когда в ювелирном искусстве России господствовало "русское узорочье", Европа вступила в эпоху барокко.
Барокко родилось в конце ХVI века в Италии, но прошло немногим более половины столетия, и стихия этого яркого, роскошного стиля охватила Францию, а за ней и большинство стран Европы.
Не безынтересна история происхождения термина "барокко". Как писал исследователь стилей в искусстве В.Г.Власов, "жаргонное словечко "барокко" использовалось португальскими моряками для обозначения бракованных жемчужин неправильной формы, а в середине ХVI века оно появилось в разговорном итальянском языке как синоним всего грубого, неуклюжего, фальшивого".
Несколько позже французские мастера стали довольно широко употреблять слово baroquer, но в их словаре оно уже означало "смягчать, растворять контур, делать форму более мягкой, живописной". В качестве термина, обозначающего конкретный художественный стиль, слово "барокко" вошло в научный обиход только в ХIХ столетии, и его этимология в определённой мере раскрывает содержание стиля.
Действительно, барокко - один из самых пышных и живописных исторических стилей, в нём нет той "правильности", чёткости и сдержанной гармонии, которые характерны для произведений эпохи Ренессанса. Но, возможно, ещё более точно стиль барокко могут охарактеризовать эпитеты "великолепный и торжественный". Именно такими предстают перед нами совершенные образцы архитектуры барокко - величественные храмы Рима, возведённые в ХVII веке по повелению пап, дабы прославить власть и могущество католической церкви.
В ювелирном искусстве наиболее яркое развитие стиль барокко получил в работах французских мастеров, поставщиков двора Людовика ХIV. Правление Короля-Солнца ( 1643-1715 ) стало апогеем абсолютной власти, и для оформления этой власти требовалась достойная оправа. Самые искусные ювелиры, так же как и лучшие мастера других видов искусства, стекались к французскому королевскому двору. Интересно отметить, что золотых дел мастера пользовались там особыми привилегиями, не случайно только им и живописцам было разрешено высочайшим указом носить шёлковые чулки, что до той поры позволялось лишь дворянам.
( по И.В.Шаталовой ).
Следующее (шестое) сообщение о стилях ювелирных украшений можно прочитать здесь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий