В 1866 году в окрестностях Оранжевой реки, а точнее - на ферме "Де Калк" в районе Хоупстауна в Капской колонии, был найден первый алмаз. Его случайно обнаружил сын бурского поселенца Даниэля Якобса. Их сосед - фермер Шалк ван Никерк стал свидетелем того, как дети Якобса забавляются игрой в "пять камней" ( старинная игра, в которой участники кидают в воздух небольшие камушки, а затем ловят их самыми разными способами ). Его внимание привлёк необычный блеск одного из камушков. Недолго думая, Никерк направился к матери детей и предложил купить этот камень. Жена Якобса рассмеялась и просто подарила Никерку находку. Фермер заверил женщину, что если минерал представляет какую-то ценность, он непременно поделится с ней выручкой. Вскоре специалисты подтвердили, что камень действительно является прекрасным алмазом весом 21 карат. В итоге находку за 500 фунтов стерлингов приобрёл лично губернатор Капской колонии сэр Филипп Вудхауз.
( Для простоты мы говорим о ЮАР, но следует помнить, что эта территория имеет долгую и сложную историю развития. Здесь образовывались отдельные независимые республики: Капская, Наталь, Оранжевая, Трансвааль и другие. Они анексировались Британией, сливались и разделялись, вели бесконечные войны с местными народами: бушменами и готтентотами, зулусами и т.д. ).
Поначалу историю с неожиданным обретением этой драгоценности все сочли просто случайным курьёзом или даже розыгрышем, ведь британские геологи уверенно заявляли, что местность в этой части юга Африки не является алмазоносной. Однако скоро скептики оказались посрамлены. В марте 1869 года тот же ван Никерк предъявил новый алмаз, весом в 83 карата и продал его за 11200 фунтов стерлингов ( в пересчёте на современные деньги это почти полтора миллиона фунтов стерлингов ). Минерал принёс фермеру работник-гриква по имени Свартбой, уступив его за 500 овец, десять быков и лошадь. Из алмаза был получен бриллиант весом 47 карат, который получил название "Звезда Южной Африки" и был продан в Лондоне за 25 000 фунтов стерлингов.
Спустя короткое время алмазы были обнаружены на реках Вааля, неподалёку от места его слияния с Оранжевой рекой. Мгновенно началась "алмазная лихорадка". Тысячи охотников за сокровищами, бросив всё, хлынули в эти места. Вскоре участок длинной в 80 миль буквально кишел старателями и спекулянтами. Они создавали временные посёлки с характерными названиями - "Надежда Дельпорта", "Последняя надежда", "Несчастная надежда", "Находка дураков", "Полуночная лихорадка", "Копи обездоленных" и т.д. Поиск драгоценных камней носил совершенно бессистемный характер. Большинство старателей зарывались в песок и гравий всего на несколько футов, поскольку в тот момент бытовало мнение, что алмазы из горных пластов были принесены сюда течением.
В то же самое время в двадцати милях к югу от реки Вааль - на территориях так называемого Западного Грикваленда - бурские землекопы нашли алмазы в естественной котловине, находящейся на землях фермы Дорстфонтейн ( или Дутойспан ), принадлежащей Адриану ван Вику. Котловина скрывала под собой внушительную алмазную трубку, или горловину давно потухшего вулкана, содержащую в своих недрах невообразимые богатства. Всего в двух милях к северу, на соседней ферме Форойзихт ( или Де Бирс ), которой владели Йоханнес де Бир и его брат, обнаружились ещё две алмазные трубки, с ещё более крупными месторождениями.
Ферма Де Бирс впоследствии дала имя крупнейшей "алмазной империи". Драгоценными камнями оказалась чрезвычайно богата и ещё одна соседняя ферма - Бултфонтейн, владельцем которой был Корнелис дю Плой. Спустя короткое время спекулянты приобрели названные фермы у их владельцев, фактически за бесценок: к примеру, ван Вик расстался со своей землёй за 2600 фунтов стерлингов, а дю Плой - всего за 2000. В тот момент добыча практически никак не регулировалась законом, и найденные алмазы становились собственностью землекопов.
( по Д.Жукову ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий