Подвески были одним из самых популярных видов украшений в эпоху Возрождения и, если не считать колец, сохранились в наибольшем количестве. На портретах того периода видно огромное разнообразие моделей. Мужчины и дети обычно носили подвески на цепочках на шее, в то время как женщины могли носить их в колье или ожерелье, подвешенными на поясе, приколотыми булавкой или привязанными цветной лентой к лифу, рукаву или рюшам.
Поскольку предполагалось, что подвеска должна свисать свободно, оборотная сторона также украшалась, и в большинстве случаев тема с лицевой части продолжалась на обороте, создавая тем самым небольшую трёхмерную скульптуру. Золото и эмаль были самыми важными материалами, но также часто использовались драгоценные камни и материалы, от бриллиантов до серой амбры. В последнюю четверть XVI века небывалой популярностью стал пользоваться барочный жемчуг, из него делали искусные фигурки морских коньков и саламандр в золоте. Средневековая вера в магические свойства камня продолжилась и в эпоху Возрождения, поэтому камни иногда оправляли таким образом, чтобы они соприкасались с кожей, - у подвесок-оберегов оставляли открытой обратную сторону. Рог дельфинообразного нарвала, известный в то время как "рог единорога", ценился как определитель яда, поэтому его полукруглые части носили на золотых цепочках.
По многим подвескам можно узнать о причудах и чувствах их владельцев, а также о заметно расширившихся горизонтах мира в XVI веке. С начала столетия ажиотаж вокруг исследования морских просторов и торговля с далёкими континентами нашёл своё выражение в ювелирных украшениях в форме галеонов, морских чудовищ, русалок и тритонов. Любовь королевы Елизаветы I к украшениям в виде животных поддерживалась её придворными, которые на Рождество дарили ей то белую лань, то борзую, то скорпиона или горлицу, то соловья или дельфина.
Определённое животное могли выбрать в шутку, с подтекстом или следуя общепринятой символике: например, считалось, что саламандре не страшен огонь, поэтому она символизировала страстную любовь. Купидон в виде подвески пользовался большим спросом, а в качестве памятного свадебного подарка изготавливались украшения с соединёнными инициалами мужа и жены. В некоторых подвесках совмещали декоративный и прикладной элемент. Многофункциональное украшение, упомянутое в реестре Секретного хранилища королевских драгоценностей в лондонском Тауэре в 1550 году, сочетало в себе "рог единорога, оправленный золотом, со свистком и инструментами для зубов и ушей, а также часы с золотой крышкой".
В конце XVI века формы подвесок стали более симметричными, в них использовался ажурный орнамент и фигурки Купидона, Геракла или Милосердия по центру. Ажурный орнамент и фигурки отливались отдельно, а затем соединялись винтами, этот экономный и универсальный способ изготовления позволял в дальнейшем менять варианты при сборки. Эта техника возникла на юге Германии и быстро распространилась по всей Европе благодаря новой технологии печати, при которой стало возможно широкомасштабное воспроизведение моделей в гравюре.
( по Клер Филлипс ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий