понедельник, 10 октября 2022 г.

Селенит ( девятое упоминание ).

      Поделочный гипс делится на зернистый, параллельно-волокнистый ( далее, для краткости, волокнистый ) и листоватый гипс. 

     ЗЕРНИСТЫЙ   ГИПС. Плотный, монолитный, массивный. Окраска его разнообразна. Более всего ценится снежно-белый, изредка переходящий в нежно-розовый. Этот высший сорт зернистого гипса раньше называли "алебастром". Низшие сорта пятнистого цвета с многочисленными прожилками из глинистых материалов. Запутанной сеткой они пронизывают камень во всех направлениях, разбивая его на неправильные участки.

     Чаще всего зернистый гипс представлен более или менее правильными сферическими ( сфериты, ядра, головки ), линзовидными ( желваки, чечевицы, линзы ) и двусторонними плоскостными ( септарии, жилки, пласты ) формами. Для уральских месторождений поделочного гипса характерны именно головки.

     ВОЛОКНИСТЫЙ   ГИПС. Замечательной особенностью этого гипса является его волокнистая структура: параллельно расположенные, плотно сомкнутые нитевидные или игольчатые кристаллы, резко вытянутые по вертикальной оси. Иногда они искривлены или же чуть изогнуты. Совершенно прозрачные и бесцветные в шлифах, в массе камня волокна отливают красивым шелковистым блеском. Отсюда синонимы волокнистого гипса - шелковистый гипс, сатиновый шпат.

     Цвет его богат тонкими нюансами. Преобладают снежно-белая, розовые, розовато-жёлтые, медово-жёлтые, светло-коричневые, лимонная окраски нежных тонов. Истинно "лунный" характер этой окраски в том, что она меняется по вертикальной оси кристаллов по цветосиле и, даже оставаясь в пределах одного цвета, никогда не выглядит бедной. Нижние части слоя, как правило, более плотны и темны, верхние - более ярки, часто прозрачны. Наиболее густые тона окраски - у краевых частей жилок. Можно сделать десятки срезов, ориентированных поперёк волокон, и, заполировав, убедиться, что ни один из них не повториться по цвету. Часто поверхность таких срезов украшена мерцающими блёстками торцевых срезов кристаллов.

     Прикамский волокнистый гипс залегает в тонких мергелистых прослойках, соседствующих с загипсованными песчаниками. Видимо, в мергеле условие для выделения гипса и роста кристаллов из циркулировавших растворов были благоприятнее, чет в песчаниках.

     Несмотря на простоту структуры, волокнистый гипс очень красив. Есть жилки с чётко выраженной симметричной конструкцией. Посреди или чуть ниже середины камня проходит хорошо заметная линия "шва", или "шовной поверхности", разделяющая камень на "вершок" и "корешок" ( уральская кустарная терминология ). По обе стороны "шва" волоконца размещены одинаково, словно в зеркальном отражении. 

     Как же возникают "швы"? Существуют разные предположения. Остановимся на наиболее распространённом. Вероятно, кристаллы гипса зарождаются на обоих стенках трещины и растут навстречу друг другу. "Шовная поверхность" и есть место встречи кристаллических волокон. Этот волокнистый гипс известен на Урале под именем селенита.



( по В.Б.Семёнову ).

воскресенье, 9 октября 2022 г.

О камнях от В.А.Супрычева ( десятое упоминание ).

     На Руси издавна знали сердолик под названием сард или сардий. Считалось, что лучший камень тот, который бывает "...Чёрно-красен, а при проходящем сквозь него свете - светел и огнен, как гранат". В одной из старинных книг говорится, что "...сердолик - камень вавилонский, красен, аки кровь, прозрачен...".

     Для усиления красных тонов камня восточные ювелиры долго прогревали его на солнце или осторожно прокаливали на углях в печах. В странах Западной Европы и России сердолик часто использовали для печаток-перстней, им инкрустировали кубки, оружие, шкатулки и предметы культа. Красный камень считался любовным талисманом.

     Этот легендарный самоцвет с древнейших времён добывали в галечниках рек Ближнего Востока и на плато Декан на Индостанском субконтиненте. Русский купец Афанасий Никитин, совершивший путешествие в Индию в 1468 - 1472 гг., писал в повести "Хождение за три моря" о городе Кулуре в Гуджарате как центре обработки сердолика: "А в Кулуре родиться акик, и здесь его отделывают и затем на весь свет оттуда развозят. В Кулуре же проживают 300 алмазников, украшают оружие". 

     Сейчас в округе Броч штата Гуджарат на северо-западе Индии примитивным способом ( шурфованием, сбором на пахоте и т.д. ) из миоценовых агатоносных конгломератов добывают ежегодно сотни тонн сердолика, агата, карнеола, "моховика" и гелиотропа. Для усиления густоты окраски халцедоновые самоцветы около двух месяцев держат на солнцепёке, а затем обжигают на медленном огне  в специальных глиняных горшках.

     На сердолик издавна наносили резные изображения, т.е. делали геммы. На них обычно изображали мифических героев, исторических деятелей, всевозможных зверей, птиц и цветы.



среда, 5 октября 2022 г.

Индийская мозаика ( третье упоминание ).

     Император после смерти любимой жены впал в такое отчаяние, что быстро поседел и целую неделю отказывался принимать своих министров и даже собирался отречься от трона, потеряв всякое желание власти, и поделить империю между сыновьями. В течении двух с лишним лет при дворе соблюдался строжайший траур. Затем безутешный вдовец задумал построить в память Мумтаз Махал мавзолей, достойный любви, никогда не умиравшей в его сердце, мавзолей, который должен был на века сохранить её имя.

     По обычаю Моголов усыпальницу соорудили посреди сада, для чего Шах-Джахан поменялся с одним из приближённых участком земли, потом собрал лучших архитекторов, индусов и чужеземцев, и дал им задание изготовить деревянные макеты предполагаемого монумента. Когда окончательный вариант был одобрен, император наложил контрибуцию на государственную казну и призвал со всего мира мастеров и художников: каменщиков из Дели, Мултана, Багдада и Самарканда, специалистов по мозаике из Канауджа, каллиграфов из Шираза. Завезли белый мрамор из Джайпура, красный песчаник из Фатехпур-Сикри, полудрагоценные камни из Пенджаба, Афганистана, Тибета, Китая, Цейлона, Персии и Аравии. И в продолжении семнадцати лет тысячи рабочих сооружали эту огромную поэму из камня, свидетельницу безграничной любви.

     Вне всякого сомнения, Тадж-Махал, который высится в своей незапятнанной белизне на фоне неба, меняющего цвет в зависимости от времени суток и времён года, был задуман по образу и подобию любимой женщины: "Это сама Мумтаз Махал, сиятельная юность, стоит на берегу славной Ямуны, в туманной дымке зари, под прославленным полуденным солнцем и купается в перламутровом блеске лунного света... Это великодушная дань, принесённая Индией женской красоте".

     Единственная уступка божественному - надписи чёрного мрамора с выдержками из Корана, которые напоминают, что нет Бога, кроме Аллаха, и приглашают верующего войти в этот райский сад.

     Шах-Джахан после окончания строительства мавзолея был сброшен с престола сыном Аурангзебом и заточён в одном из дворцовых покоев, где он утешался тем, что смотрел в окно на возведённую им гробницу. Его похоронили вместе с супругой в усыпальнице Тадж-Махал; надпись, выгравированная на надгробном камне, гласит, что он путешествовал по этому преходящему миру для того, чтобы попасть в мир вечности в ночь 28-го месяца Раджаб года Хидиры 1076 ( 1666 год по современному исчислению ).

     Пусть Тадж-Махал, собственно говоря, и не представляет собой архитектурное чудо, он остаётся романтическим напоминанием об эпохе, в какой-то мере декадентской, но обладавшей грацией и изяществом мысли, а также служит вечным гимном женской красоте, никого не оставляющей равнодушным.

     Эту каменную сказку оживляют только воду Ямуны, которые безостановочно утекают по воле своей судьбы и уносят с собой и путешественника, и воспоминание о красавице Мумтаз Махал...



( по Л.Фредерику ). 

вторник, 4 октября 2022 г.

Индийская мозаика ( второе упоминание ).

     Индийский менталитет, если можно говорить о каком-то среднем индийском менталитете на территории такого лоскутного одеяла, существенно отличается от европейского. Индия предстаёт сверхдуховным клубком различных религий. В стране доминирует множество местных традиционных культов, которые англичане, ввиду сложности постижения, назвали "индуизмом". Также чрезвычайно влиятельны представители различных течений буддизма, джайнисты, йоги. Присутствуют христиане ( католики и протестанты ), иудеи и т.д. Издавна, со времён персидских, афганских и могольских завоеваний составной частью Индии и, тем более, Индийского субконтинента, является ислам. Поэтому обратим внимание на древнюю столицу могольских завоевателей Агру.

     В Агре совершенно иной культурный пейзаж, здесь мы погружаемся в атмосферу мусульманства. Столицей Агру сделал властитель Акбар в XVI веке, " город Агра, во всём своём величии и славе, сделался оплотом халифата и центром султаната". Сын Акбара Джахангир и, особенно, его внук Шах-Джахан, желая обессмертить этот город, построили величественные монументы, среди них всемирно известный Тадж-Махал.

     Мавзолей расположен на правом берегу реки Ямуны, в том месте, где она резко поворачивает на север, недалеко от восточного крыла крепости, за фиолетовыми стенами которой, как в ларце для драгоценностей, скрываются великолепные сооружения; речные воды отражают высокую, из белого мрамора глыбу Тадж-Махала с его минаретами, которые будто висят в воздухе сами по себе, без всякой связи с мавзолеем, благодаря своей абсолютной симметрии.

     Если абстрагироваться от мистики - ведь Тадж представляет собой могильный склеп, - это сооружение служит бессмертным свидетельством необыкновенной любви властителя мусульманской Индии к своей жене.

     В 1612 году, когда Шах-Джахан был ещё принцем по имени Салим, он женился на принцессе персидского происхождения Арджуманд Бану Бегам ( более известной под именем Мумтаз Махал, или "Корона дворца" ), двоюродной сестре императрицы Нур Джахан, супруги Джанхангира, отца Салима. Ей было тогда девятнадцать, а Салиму только что исполнилось двадцать один год. Хотя она была второй женой принца, он считал её самой любимой и испытывал к ней чувство, граничившее с безумной страстью. По сообщениям современников, она была действительно прекрасна и обладала несравненной добротой, и большим мужеством. Она сопровождала мужа в его нелёгких странствиях, когда он, возмутившись тиранством отца, спасался бегством от отцовского гнева в безлюдных просторах Центральной Индии. Она родила ему четырнадцать детей, но умерла при родах последней дочери через два года после восхождения мужа на императорский престол, в 1630 году. Смерть случилась в деревне Бурхампур, где Мумтаз Махал была рядом с мужем во время компании против мятежников. Её тело перенесли в Агру и здесь похоронили.




     

понедельник, 3 октября 2022 г.

О камнях от В.А.Супрычева ( девятое упоминание ).

     Сердолик, благодаря красным и оранжевым тонам окраски, древние считали близким солнцу и приписывали ему способность оберегать людей от болезней, даровать им счастье и покой. С давних времён и особенно в Средние века многие самоцветы делили на "мужские" и "женские". Сердолик тёмно-коричневого цвета обычно считали "мужским", розово-оранжевый, просвечивающий - "женским". 

     Интересно, что в могильниках бронзового века в Самтарво, близ Мцхеты - древней столицы Грузии, ожерелья из сургучно-красного сердолика принадлежали мужчинам, а из нежно-розового - исключительно женщинам. Сердоликовые бусы найдены в могильнике Кызыл-Ванк в Нахичевани ( конец II тысячелетия до н.э. ), в урартской крепости Тейшебанни близ Еревана ( VII - VI вв. до н.э. ), Пантикапее в Крыму ( I в. до н.э. - IIIв.н.э. ) и во многих других местах.

     В 1973 году при раскопках древнего городища в долине Сурхан-дарьи обнаружили керамический сосуд, до краёв наполненный золотыми предметами. Одно из ожерелий, споетённое из множества тончайших золотых нитей, украшали индийские рубины, нишапурская бирюза и сердоликовая гемма с резным изображением головы Геракла. Этот клад приоткрыл одну из тайн Кушанского царства, чьи границы 18 веков назад простирались от Гиссара до Инда и Ганга.

     Сердолик считается одним из самых популярных и любимых камней народов Кавказа, Ближнего Востока и Средней Азии. Например, у арабов и туркмен это наиболее важное и непременное украшение женского убора. Мусульмане издавна вырезали на сердолике астрологические знаки, короткую молитву или стих из Корана, а тюрки, персы и славяне - своё имя. Такой резной камень с просверленным отверстием носили на запястье, поясе, или чаще - вставляли в перстень. 

     Долго бытовало поверье, что сердолик улучшает настроение и обостряет ум, создаёт благополучие, отводит злых духов, болезни и всяческие невзгоды, охраняет от колдовства, рассеивает мрачные предчувствия и усмиряет гнев. Некоторые лапидарии - древние книги о камнях - сообщают, что камень румяно-красного тёплого тона придаёт владельцу бесстрашие и красноречие, защищает от завистников; он приносит счастье ребёнку и взрослому, "от такого самоцвета женщина получит тихую надежду и отдых от забот". Сердолик, оказывается, "спасал" от землетрясений, ибо "никакой человек, носящий его, не был найден в обвалившемся доме или под упавшей стеной".

     В Киевском государственном историческом музее и некоторых областных музеях можно увидеть сердоликовые бусы, перстни и другие украшения. Особенно много изделий из сердолика найдено археологами при раскопках скифских и сарматских курганов, городов Неаполя Скифского, Херсонеса Таврического, Боспора Киммерийского, Ольвии и других памятников. 

     Ювелиры Киевской Руси использовали этот самоцвет для украшений и окладов икон, крестов, панагий и митр. В музеях Киева можно найти большой крест архимандрита Киево-Печерской лавры Иннокентия Гизеля. Крест украшен аметистом, горным хрусталём, гранатом и четырьмя крупными сердоликами. Здесь же - сердоликовая печать последнего гетмана Украины К.Г.Разумовского, который с 1746 по 1765 год был президентом Петербургской академии наук.



вторник, 27 сентября 2022 г.

Графический пегматит ( второе упоминание ).

      Состав графических пегматитов следующий: полевые шпаты ( до 20 % ) и кварц ( до 30 % ), кроме того, обычно присутствуют биотит и мусковит ( иногда до 5 % ), реже - апатит, гранат, турмалин. Из акцессорных минералов наиболее часто встречаются ортит, циркон, монацит, рутил.

     Полевые шпаты представлены решётчатыми микроклин-пертитом и ортоклазом. В подчинённом количестве наблюдаются замещающие их кислый олигоклаз и реже - альбит. Обычно биотит встречается в виде одиночных бурых пластинок, мусковит чаще - в агрегатных скоплениях, облекающих в виде тонких "рубашек" ихтиоглипты кварца, апатит - в виде кристаллов, гранат спессартин-альмандинового ряда образует изометричные зёрна. Кварц образует вростки в виде удлинённых скелетных форм с зазубренными краями, чаще одинаково оптически ориентированные, но иногда гаснущие неодновременно.  

     Среди кварцевых пегматитов по размеру кварцевых ихтиоглиптов, определяющих рисунок, а следовательно, и декоративность камня, выделяются мелкографические ( размер кварцевых вростков до 0,5 см ), среднеграфические ( вростки до 1,5 см ), крупнографические ( вростки до 3 см )и неоднородные.

     Мелкографические пегматиты могут быть использованы в качестве ювелирно-поделочного сырья ( вставки в недорогие ювелирные изделия, бусины и т.д. ). Средне- и крупнографические пегматиты применяются для изготовления пепельниц, ваз, подсвечников, столешниц, где лучше всего виден оригинальный рисунок камня.

     Пегматиты с нечётким рисунком и различным размером кварцевых вростков ( апографическая структура ) встречаются в периферических зонах графических пегматитов или образуют самостоятельные обособления, развиваясь при их метасоматической перекристаллизации. Они менее декоративны по сравнению с графическими и значительно реже применяются в качестве поделочного сырья.



( по Е.Я.Киевленко и др. ).

Глиптика ( одиннадцатое упоминание ).

     Что мы знаем о технике изготовления печатей в Древней Месопотамии? Материалом для печатей служили прежде всего камни различной твёрдости. Материал печатей не может служить точным атрибуционным критерием, хотя в отдельные эпохи и отдавалось предпочтение определённым породам, использование других не было исключено. В качестве наиболее употребительных материалов для глиптики исследователи указывают: в период Урук ( к сожалению, мы здесь не можем привести историю народов, государств, династий и властителей Месопотамии из-за грандиозного объёма данной информации. Остаётся надеяться, что заинтересованный читатель получит интересующие его данные из интернета. Наш сайт не носит элитный характер, а просто ориентируется на немногих читателей, которые хотели бы иметь обзор русских и англоязычных материалов по истории и культуре камня, включая, конечно, сведения геологического, минералогического и геммологического характера ) - белый и розовый мрамор; в эпоху Джемдет-Наср к ним добавились известняк различных оттенков ( прежде всего светло-серый ), стеатит и фаянс. 

     В начале Раннединастического периода распространение получают цветной известняк ( чёрный, зелёный, голубоватый ) и серпентин, сохранивший популярность и в последующие эпохи. В середине Раннединастического периода применялись также арагонит, кальцит и раковины, иногда -лазурит. К концу периода создаются небольшие цилиндры из полупрозрачных камней. В Аккадский период - с одной стороны, в связи с потребностью в передаче тонких деталей новых сюжетных мотивов, с другой - с усовершенствованием орудий ремесла, в том числе использованием станка - получили распространение более твёрдые минералы: разновидности халцедона, яшма и горный хрусталь, хотя по-прежнему большое количество цилиндров режутся из мягких материалов. Кроме того, в одном из регионов большое распространение получили печати из порфира, фаянса и стекловидной фритты. В период III династии Ура это разнообразие материалов заменяется подавляющим предпочтением гематита.

     Печати также служили знаком определённого социального статуса, поэтому лазуритовые печати найдены преимущественно в погребениях лиц высшего сословия. Выбор материала зависел и от торговых путей, поскольку поделочный камень во многом импортировался. Так, источником сердолика для Месопотамии была долина Инда, обсидиан поступал из районов Восточной Анатолии и озера Ван, а единственным для Двуречья источником лазурита был Бадахшан в северо-восточном Афганистане. 

Выбор материала для резьбы мог зависеть от приписываемого ему охранительного свойства. Например, по ассирийским текстам, лазурит привлекал благосклонность божества; зелёный серпентин обеспечивал благословление богов; хрусталь привлекал к своему владельцу добрых людей, печать из гематита помогала победить врага, а изображение на яшме или сердолике способствовало тому, чтобы его носитель никогда не лишился помощи богов.



( по Е.И.Кононенко ).