среда, 5 октября 2022 г.

Индийская мозаика ( третье упоминание ).

     Император после смерти любимой жены впал в такое отчаяние, что быстро поседел и целую неделю отказывался принимать своих министров и даже собирался отречься от трона, потеряв всякое желание власти, и поделить империю между сыновьями. В течении двух с лишним лет при дворе соблюдался строжайший траур. Затем безутешный вдовец задумал построить в память Мумтаз Махал мавзолей, достойный любви, никогда не умиравшей в его сердце, мавзолей, который должен был на века сохранить её имя.

     По обычаю Моголов усыпальницу соорудили посреди сада, для чего Шах-Джахан поменялся с одним из приближённых участком земли, потом собрал лучших архитекторов, индусов и чужеземцев, и дал им задание изготовить деревянные макеты предполагаемого монумента. Когда окончательный вариант был одобрен, император наложил контрибуцию на государственную казну и призвал со всего мира мастеров и художников: каменщиков из Дели, Мултана, Багдада и Самарканда, специалистов по мозаике из Канауджа, каллиграфов из Шираза. Завезли белый мрамор из Джайпура, красный песчаник из Фатехпур-Сикри, полудрагоценные камни из Пенджаба, Афганистана, Тибета, Китая, Цейлона, Персии и Аравии. И в продолжении семнадцати лет тысячи рабочих сооружали эту огромную поэму из камня, свидетельницу безграничной любви.

     Вне всякого сомнения, Тадж-Махал, который высится в своей незапятнанной белизне на фоне неба, меняющего цвет в зависимости от времени суток и времён года, был задуман по образу и подобию любимой женщины: "Это сама Мумтаз Махал, сиятельная юность, стоит на берегу славной Ямуны, в туманной дымке зари, под прославленным полуденным солнцем и купается в перламутровом блеске лунного света... Это великодушная дань, принесённая Индией женской красоте".

     Единственная уступка божественному - надписи чёрного мрамора с выдержками из Корана, которые напоминают, что нет Бога, кроме Аллаха, и приглашают верующего войти в этот райский сад.

     Шах-Джахан после окончания строительства мавзолея был сброшен с престола сыном Аурангзебом и заточён в одном из дворцовых покоев, где он утешался тем, что смотрел в окно на возведённую им гробницу. Его похоронили вместе с супругой в усыпальнице Тадж-Махал; надпись, выгравированная на надгробном камне, гласит, что он путешествовал по этому преходящему миру для того, чтобы попасть в мир вечности в ночь 28-го месяца Раджаб года Хидиры 1076 ( 1666 год по современному исчислению ).

     Пусть Тадж-Махал, собственно говоря, и не представляет собой архитектурное чудо, он остаётся романтическим напоминанием об эпохе, в какой-то мере декадентской, но обладавшей грацией и изяществом мысли, а также служит вечным гимном женской красоте, никого не оставляющей равнодушным.

     Эту каменную сказку оживляют только воду Ямуны, которые безостановочно утекают по воле своей судьбы и уносят с собой и путешественника, и воспоминание о красавице Мумтаз Махал...



( по Л.Фредерику ). 

Комментариев нет:

Отправить комментарий