В крупных магазинах бытовала традиция одаривать покупателя, взявшего целый набор, пасхальным яйцом в качестве своеобразной премии. Яйца точились из цельного малахита или оклеивались в технике малахитовой мозаики, причём в основе лежала малахитовая мастика с вкраплениями в неё мелкими кусочками хорошего камня. Превосходная коллекция таких яиц была в своё время собрана А.И.Денисовым-Уральским. В настоящее время она хранится в музее кафедры минералогии Пермского университета.
Пользовались спросом и малахитовые нательные крестики. Делались они из цельных пластинок, изяществом не отличались.
В большой набор кроме перечисленных украшений входили зеркало, обрамлённое малахитом, шкатулка для драгоценностей, декоративные вазочки, подсвечники, пепельницы и бювар - папка для хранения почтовой бумаги, конвертов и корреспонденции. В бюварах малахитом облицовывалась только верхняя часть. При высоких боковых сторонах оклеивались и они. Изредка к ним приделывали яшмовые или золочёные бронзовые ручки.
Наиболее распространены были малахитовые шкатулки и ларцы. Внутренность их отделывалась лакированным деревом или ярким атласом. С внутренней стороны крышки подклеивалось зеркало. Железные или латунные остовы под оклейку продавались на рынке. В 80-х годах один мастер -металлист снабжал ими всех малахитчиков Екатеринбурга.
К малахитовым шкатулкамна Урале питали особое пристрастие. В романе "На горах" П.И.Мельникова-Печёрского рассказывается о лавочке с уральскими камнями на Макарьевской ярмарке, где один из персонажей романа, накупив аметистов, аквамаринов и топазов, "укладывал их в большую малахитовую шкатулку для первого подарка наречённой невесте".
Новое социальное распространение малахита в 60 - 80-х годах ХIХ века окрасило его культуру новым содержанием. В среде вольной, бунтарской по духу, пролетарской культуры красота малахита преломлялась через иные нравственные и эстетические нормы. Малахит уральского работного люда не имел ничего общего с репрезентативным дворцовым камнем, вознесшимся когда-то знаком богатства, роскоши, удовлетворения тщеславия.
( по В.Б.Семёнову ).
Пользовались спросом и малахитовые нательные крестики. Делались они из цельных пластинок, изяществом не отличались.
В большой набор кроме перечисленных украшений входили зеркало, обрамлённое малахитом, шкатулка для драгоценностей, декоративные вазочки, подсвечники, пепельницы и бювар - папка для хранения почтовой бумаги, конвертов и корреспонденции. В бюварах малахитом облицовывалась только верхняя часть. При высоких боковых сторонах оклеивались и они. Изредка к ним приделывали яшмовые или золочёные бронзовые ручки.
Наиболее распространены были малахитовые шкатулки и ларцы. Внутренность их отделывалась лакированным деревом или ярким атласом. С внутренней стороны крышки подклеивалось зеркало. Железные или латунные остовы под оклейку продавались на рынке. В 80-х годах один мастер -металлист снабжал ими всех малахитчиков Екатеринбурга.
К малахитовым шкатулкамна Урале питали особое пристрастие. В романе "На горах" П.И.Мельникова-Печёрского рассказывается о лавочке с уральскими камнями на Макарьевской ярмарке, где один из персонажей романа, накупив аметистов, аквамаринов и топазов, "укладывал их в большую малахитовую шкатулку для первого подарка наречённой невесте".
Новое социальное распространение малахита в 60 - 80-х годах ХIХ века окрасило его культуру новым содержанием. В среде вольной, бунтарской по духу, пролетарской культуры красота малахита преломлялась через иные нравственные и эстетические нормы. Малахит уральского работного люда не имел ничего общего с репрезентативным дворцовым камнем, вознесшимся когда-то знаком богатства, роскоши, удовлетворения тщеславия.
( по В.Б.Семёнову ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий