воскресенье, 18 апреля 2021 г.

История гагата ( пятое упоминание ).

     Сведения Плиния, подобно многим последующим сводкам о гагате, представляют собой странную смесь наблюдений, слухов и предрассудков. Его замечание о том, что гагат мало отличается по внешнему виду от дерева, позволяет предполагать, что описываемый материал, по-видимому, ближе к лигниту, чем к истинному гагату. Указание на то, что нефть гасит, а вода воспламеняет гагат, вероятно, заимствовано из более ранних источников, поскольку оно беспочвенно.

     Проверка на девственность была придумана Воссиусом позднее, в 1668 году. Он считал, что если женщина опустит гагат в воду и тотчас же захочет помочиться - она не девственница, если же у неё не возникнет такого желания, она, следовательно, сохранила невинность. Воссиус полагал, что его способ наиболее полезен, поскольку  "чем больше блудниц убеждалось в таинственном могуществе камней, тем легче их пороки становились достоянием общественного внимания".

     Другой римский писатель, Солинус, в III веке н.э. упоминает Британию как источник гагата. "Здесь изобилие камня, называемого "джейт" ( geate ), и при том лучшего качества. Если нужна красота - то он чёрная драгоценность. Если надо носить его с достоинством - то он невесомый. Природа его удивительна: он горит в огне и гаснет в нефти; нужно, чтобы он олицетворял власть, - потри его, пока он не станет тёплям и не приобретёт такие же свойства, как янтарь".

     Заблуждения в отношении нефти и воды здесь ещё сохраняются, но Солинус уже отличает гагат от янтаря, чего не делают многие из представителей Средневековья. Так, Воссиус в 1668 году начинает свой трактат словами: " Гагат - это разновидность янтаря".



( по Э.Муллеру ).

Комментариев нет:

Отправка комментария