Фасады Зимнего дворца за более, чем два с половиной века, прошедших после его сооружения, не подверглись переделкам и сохранились в первозданном виде. Архитектурные элементы, выполненные из путиловской плиты ( цоколь дворца, базы колонн ), находятся в удовлетворительном состоянии, за исключением пандусов южных подъездов, которые покрыты в настоящее время асфальтом. Фигуры и вазы на крыше дворца, высеченные из пудостьских туфов, из-за начавшегося их разрушения в конце XIX века заменены латунными.
Окончание строительства здания дворца в 1762 году совпало с отставкой В.В.Растрелли. К этому времени внутренняя отделка многих залов и других помещений ещё не была закончена. К тому же эти годы совпали с наметившейся сменой архитектурного стиля от барокко к классицизму. Для отделки и частичной реконструкции многих внутренних помещений были привлечены видные петербургские архитекторы И.Е.Старов, Д.Кваренги, Ю.М.Фельтен, А.Ринальди, А.А.Монферран и другие.
В этот период помимо путиловской плиты, которая использовалась для полов первого этажа, внутренних лестниц и др., началось широкое применение мрамора. Карельские мраморы из месторождений Ювеньского, Рускеальского, Белогородского использовались для отделки стен, пилястр, подоконников, кладки полов и пр. Цветной мрамор из месторождений Тивдийской группы - Красногорского, Лижмозёрского - также применялся наряду с итальянскими мраморами для отделки интерьеров дворца.
Из отечественных горных пород в этот этап строительства Зимнего дворца использовались также уральские цветные мраморы, известные в то время под названием "сибирские". Из них Д.Кваренго соорудил колоннаду и облицевал стены Георгиевского ( Тронного ) зала площадью 800 кв.м - одного из самых больших залов дворца. В то же время для отдели интерьеров дворца в широких масштабах применялся и искусственный мрамор - стукко ( "стюк" ).
В декабре 1837 года в результате опустошительного пожара вся внутренняя часть Зимнего дворца выгорела, остались только стены и своды первого этажа. Удалось отстоять от огня построенные в екатерининское время, расположенные в непосредственной близости к восточной стенке дворца, здания Малого Эрмитажа. Под руководством архитектора В.П.Стасова в 1838 - 1839 годах дворец был восстановлен.
Представляет интерес организация работ. Общее количество людей, занятых на строительстве, достигало 10000 человек в день. Фронт работ был разделён на 10 дистанций, каждой дистанцией руководил офицер и архитектор. Строительство велось параллельными потоками. Благодаря таланту и энергии строителей дворец удалось восстановить с ещё большим великолепием, чем прежде. Фасадам Зимнего дворца был возвращён их первоначальный вид. Значительная часть интерьеров творчески переработана. Так, например, интерьер Иорданской парадной лестницы был В.П.Стасовым создан заново. Здесь вместо деревянных колонн, покрытых искусственным мрамором, была воздвигнута великолепная каменная колоннада из серого сердобольского гранита. Десять семи-метровых полированных колонн с золочёнными бронзовыми базами, поставленные на высокие пьедесталы из белого каррарского мрамора, придают всему интерьеру величественный вид. Заново была выполнена в камне и декорирована колоннами и пилястрами из светло-серого сердобольского гранита Октябрьская лестница.
( по М.С.Зискинду ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий