Сороковые годы XVII века отмечены большими переменами в мире янтаря. К власти в Бранденбурге и Восточной Пруссии пришёл Фридрих Вильгельм, который правил как Великий курфюрст до 1688 года. Его первой задачей было выкупить право на торговлю янтарём у семьи Яски. Был образован янтарный цех в Кенигсберге, состоявший только из двух членов, одним из которых был престарелый Георг Шрайбер. Но дела цеха шли успешно, и, хотя Шрайбер завершил свою деятельность в 1643 году, в том же году впервые появляются новые имена: Шнипперлинг, Дамке, Кон и Лемке. Этот цех существовал до XIX века, но его работа осложнялась привилегированным положением придворных мастеров янтарных дел, не являвшихся членами цеха.
Первоочередной задачей, стоявшей перед цехом Кенигсберга, было завоевание ведущего положения в союзе янтарных цехов Данцига, находившегося всего в 120 км западнее. Такой расцвет янтарного дела в середине XVII века был обусловлен покровительством Великого курфюрста, а также тем, что наконец-то рынок освободился от монополии семьи Яски. Великий курфюрст в период Тридцатилетней войны перенёс свою резиденцию в Кенигсберг, и с завершением войны и подписанием в 1648 году Вестфальского мира получили развитие новые способы изготовления изделий из янтаря.
В Данциге впервые стали применять деревянную основу ( в Кенигсберге подобные основы ранее использовались для игровых досок ), с помощью которой можно было сооружать крупные монументальные произведения религиозного характера. Эта техника известна под названием "инкрустация", что может дезориентировать геммологов и искусствоведов, привыкших употреблять этот термин в более строгом смысле. В данном случае имеется в виду подгон и соединение вместе на ровном основании плоских пластинок янтаря, в результате чего создаётся крупная прочная конструкция. В изделиях XVII века пластинки соединяются в строгий геометрический узор, а в XVIII веке они сочетаются в виде беспорядочных мозаичных панелей. Пластинки прикреплялись к деревянной основе с помощью органического клея. Во многих случаях клей пересох, и панели отвалились или потерялись. По этой причине большое количество изделий из янтаря рассматриваемого периода лежит в запасниках, ожидая реставрации.
( по Э.Фракей ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий