среда, 21 июня 2023 г.

Глиптика ( девятнадцатое упоминание ).

     На острове Мелос в VII веке до н.э., возможно, под влиянием случайно находимых эгейских гемм, резчики начинают вновь возвращаться к печатях в форме лентоидов и амигдалоидов. Эти очень распространённые печати получили у учёных название "островных гемм". Мелосские мастера предпочитали один вид минерала - стеатит зелёного или жёлтого цвета. На выпуклой поверхности печати вырезаются причудливые существа восточной мифологии: сфинксы, крылатые змеи, химеры, львы и т.д. 

     Мягкий камень позволял вырезать изображения от руки. Начав с грубоватых треугольных врезов, из которых комбинировались фигуры восточных чудовищ, к концу VII - началу VI века до н.э. резчики достигают виртуозной, мягкой манеры с едва заметными переходами планов. Так же как на современных им вазах "ориентализирующего стиля", мастера избегают пустого пространства в поле геммы и добавляют в качестве "заполнительного орнамента" шарики, крестики, зигзаги.

     Вдохновлённые восточными, видимо, ионическими образцами, мастера островных гемм отдают явное предпочтение крылатым фантастическим существам - таковы сфинкс, Пегас и крылатый козёл с рыбьим хвостом на геммах эрмитажного собрания. Изображение на последней гемме, возможно, должно олицетворять три стихии: воздух, землю, море. Иногда мастера обращаются к популярным мифам, и появляются изображения Медузы, Аякса и Прометея. Редко, но встречаются на островных геммах слегка стилизованные изображения реальных животных. Таков козлик-эгагр на лентоиде, хранящимся в Эрмитаже, виртуозно вписанный в крошечный овал геммы из серого стеатита.

     Видимо, на островах Эгейского моря появляются и первые мастерские собственно архаической эпохи ( VI в. до н.э. ), являющейся одним из интереснейших этапов в развитии античной глиптики. Этому предшествовало время бурного роста греческих полисов, активной колонизации греков, чьи колонии-эмпории появляются на огромной территории от Северной Африки ( Навкратис ) до берегов Чёрного моря ( Пантикапей ). Знакомство с древними центрами восточных культур, непосредственное соседство греков с египтянами, финикийцами, мидийцами, персами, их способность ассимилировать чужие влияния придают архаическому искусству то богатство, полихромность, мажорность, декоративизм, которые связываются ещё с "ориентализирующим стилем" VII в.до н.э.



( по О.Я.Неверову ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий