Ещё во второй половине XVIII века англичане додумались форму алмаза, огранённого "розой" придавать обыкновенной стали, причём так отполировывать фасетки пирамиды, что те почти не уступали сверканию природных диамантов. Петербургский мастер Георг Кёниг по настоянию светлейшего князя Григория Александровича Потёмкина-Таврического научил этой технике тульских умельцев. Подобные "алмазы" настолько вошли тогда в моду у светских щёголей, что сталь шутливо называли наконец-то отысканным философским камнем, поскольку "выдумщики сего железного золота могут переманить в свой карман подлинное и настоящее золото". А в первой трети нового столетия как раз в сталь предпочитали оправлять карнеолы-сердолики и агаты, не только разнообразные по цвету, но к тому же зачастую отличающиеся редкостным рисунком, да притом, что весьма немаловажно, сравнительно недорогие.
Вскоре настала очередь чугуна. Красавицам настолько полюбились привозимые из Пруссии изящные украшения, отлитые из простого железа, что именно из него умельцы Санкт-Петербургского литейного завода исполнили к столичной мануфактурной выставке 1829 года дивные ажурные браслеты. Однако отнюдь не франтихи знали, что в самой Германии подобные хрупкие угольно-чёрные кресты, ожерелья, броши и подвески напоминали как о трауре по обожаемой королеве Луизе, так и об обмене населения в порыве патриотизма золотых вещей на кольца из чугуна ради спасения и возрождения отчизны. Потому-то и орден, учреждённый в 1813 году прусским королём Фридрихом-Вильгельмом III, получил название Железного креста.
На смену популярным в "осьмнадцатом" веке более или менее удачным заменам бриллиантов бесцветными стразами, а драгоценных самоцветов - "композициями" из цветного стекла ( ведь повышенное содержание свинца придавало недорогому материалу особый блеск ), теперь приходит просто огранённое под драгоценный камень обычное стекло, но зато снизу для нужного оттенка и подсветки покрытое тонким слоем фольги и амальгамы.
Появляется плакированное накладное серебро, лишь тонким слоем покрывающее поверхность предмета, якобы сделанное целиком из этого благородного металла, а "бронзовые" люстры на самом деле оказываются исполненными из папье-маше. Растёт число фабрик и крупных предприятий, с которыми трудно становилось конкурировать вольным цеховым мастерам. Всё большую роль играют магазины, где продаются вещи не просто готовые, а зачастую растиражированные и от того дешёвые, из-за чего подобные "предметы роскоши" теперь по карману и не очень-то состоятельным, но гораздо более многочисленным клиентам. Большинству таких покупателей неважно, что приобретённые изделия зачастую совершенно утеряли свою индивидуальность и неповторимость, зато выглядели "богато". Стремительно возрастали барыши в карманах владельцев модных лавок. Всё чаще могли себе позволить собственные магазинчики модные ювелиры, владельцы фирм, крупные заводчики и оборотистые купцы.
( по Л.К.Кузнецовой ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий