суббота, 9 сентября 2023 г.

История янтаря ( двадцать второе упоминание ).

     В 1670 году в Данциг из Германии перебрался Кристоф Мошер. Местный цех не принял его, но двор в Бранденбурге был настолько восхищён его искусно выполненными резными фигурками, что, работая в Данциге, он фактически являлся придворным мастером Бранденбурга. Последователями его метода работы были Якоб Добберман в Касселе, Вильгельм Крюгер в Дрездене и Лоренц Шпенглер в Копенгагене.

     Все приписываемые Мошеру изделия отличаются великолепным мастерством исполнения и качества. Женские фигуры имеют округлые чувственные формы, пухлые щёки и опущенные вниз глаза. Изделия замысловаты по композиции, но не оставляют впечатления загромождённости. Две его работы имеются в Музее Виктории и Альберта в Лондоне и представляют собой скульптурные группы, изображающие суд Париса; Ещё две работы находятся в Государственном музее истории культуры в Берлине: на одной изображён суд Париса, а на другой - Персей и Финей; аналогичное изделие с изображением трёх граций находится в музее "Зелёный свод" в Дрездене. 

     В Данциге продолжалось изготовление предметов религиозного культа ( вероятно, оно осуществлялось цехом ), причём сохранилось много домашних алтарей. Предметы религиозного культа в течение всей эпохи Возрождения делали во всех крупных центрах, однако Данциг, вероятно, играл ведущую роль. 

     К концу XVII века относится любопытная коллекция панно на религиозную тему, где рельефы из янтаря были наклеены на деревянную или каменную основу. Считается, что они были изготовлены в Италии. Их могли делать как в Сицилии, так и на континенте. 

     Ларцы и шкатулки из янтаря делали со времён Георга Шрайбера до середины XVIII века, но по стилю их можно разделить на несколько групп.

     Шкатулки начала XVII века состояли из нескольких ярусов, причём резьба по слоновой кости была покрыта прозрачными пластинками из янтаря, а остальной прозрачный янтарь был обработан в технике барельефа. Непрозрачный янтарь оставляли в необработанном виде и использовали для каймы. Шкатулки с неприкрытыми рельефами из белого янтаря или слоновой кости, украшенные геометрическими узорами из кусочков янтаря, относятся к концу XVII века; их нередко украшали янтарными шарами, колоннами и т.д. в верхних углах ярусов. В конце XVII века появились также одноярусные шкатулки на коротких круглых ножках, причём многие из них имеют более низкое качество. Они демонстрируют технику эгломизе, поскольку с обратной стороны на некоторых пластинках выгравированы сцены портовой жизни ( обычно скопированные с известных гравюр ). Продолжалось изготовление более крупных и качественных ларцов, которые в дополнение к искусно выполненным рельефам из слоновой кости были украшены горельефами из цветов и фруктов, составленных кабошонами из прозрачного янтаря. Изготовление небольших шкатулок и отдельных высококачественных сосудов светского назначения продолжалось до начала XVIII века.



( по Э.Фракей ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий