Современники недовольно брюзжали в середине XIX века, что уже при Александре I "министры государевы ( Кочубеи и Гурьевы ) какими-то финансовыми оборотами, более, чем щедротами монарха, стяжали себе великое состояние и сделались первыми вельможами, тон общества стал приметно грубеть; понятия о чести начали изменяться и уступать место всемогуществу золота". Мерилом же преуспевания и общественного престижа к концу "меркантильного" столетия окончательно становятся не титулы и чины, а находящееся во власти собственника количество "презренного металла". Правда, золотых дел мастера и ювелиры продолжали ради престижа, многочисленной клиентуры и хорошо оплачиваемых заказов стремиться к званию поставщиков Двора, причём не обязательно императорского, а хотя бы какого-нибудь великокняжеского.
В первые два десятилетия начала Александровского правления продолжали обращаться к "греческому вкусу", однако теперь уже предпочитали каноны красоты, присущие времени Императорского Рима, но откорректированные парижскими законодателями моды. Очевидец тех лет, Филипп Филиппович Вигель, писал: "Как бы то ни было, но костюмы, коих память одно ваяние сохранило на берегах Егейского моря и Тибра, возобновлены на Сене и переняты на Неве". Ему вспоминались молодые дамы и девицы: "Не страшась ужасов зимы, они были в полупрозрачным платьях, кои плотно обхватывали гибкий стан и верно обрисовывали прелестные формы; поистине казалось, что легкокрылые Психеи порхают на паркете".
Пожилые же и дородные женщины, утратившие изящество телосложения отнюдь не растерялись и "из русских Матрён перешли в римские матроны". На какое-то время дамы совсем было отказались от корсетов, но дабы уподобить фигуру стройной колонне, дебелым красавицам пришлось затягивать свои пышные прелести в скроенный по новому фасону корсет "а ля Нинон".
Хотя на голое тело под просвечивающую одежду русские щеголихи, в отличие от смелых парижанок, и надевали трико белого или телесного цвета, а сверху драпировались в хоть немного спасавшую от холода модную шаль, многие легкомысленные прелестницы серьёзно простужались. Не случайно в свете вызвала много толков и пересудов безвременная смерть от такой казалось бы смехотворной болезни молоденькой, едва достигшей семнадцатилетия, очаровательной княгини Екатерины Осиповны Тюфякиной, несколько лет назад столь пленившей красотой лица, странно сочетавшейся с лежащей на нём тенью глубокой меланхолии, знаменитую заезжую художницу Элизабет Виже-Лебрён, что та изобразила чаровницу вестницей олимпийских богов Иридой, "окутанной волнистою пеленою и сидящей на облаке".
Не менее опасными для здоровья очаровательниц становились и стягивающие их стан модные, блистающие роскошью пояса. Великая княгиня Александра Фёдоровна, бывшая на девятом месяце беременности, так разволновалась за успех первого появления перед взорами придирчивого светского общества приехавшей в Петербург в 1823 году Вюртембергской принцессы, невесты великого князя Михаила Павловича, что "стала нервно плакать. Золотой пояс, усеянный камнями, бывший в тот день на ней, не успели достаточно быстро распустить, и он причинил ей сильное ущемление. В ту же ночь она разрешилась мёртвым сыном и тяжело захворала".
( по Л.К.Кузнецовой ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий