пятница, 10 ноября 2023 г.

Петербургские ювелиры ( восьмое упоминание ).

     В России всегда любили одеваться по возможности роскошно, дополняя наряд драгоценными каменьями, что особенно бросалось в глаза иноземцам. Французская писательница Жермена де Сталь удивлялась: " В России нет того, что англичане называют комфортом, а мы - довольством. Они любят богатство скорее как пышность, чем как средство удовольствия. Тяга к внешнему великолепию у русских преобладает". Сие стремление, присущее в России людям "всякого звания и происхождения", отмечали не только иноземцы.

     Москвича Степана Петровича Жихарева, по переезде его в 1806 году из Первопрестольной в Петербург, дабы служить в Иностранной коллегии, многое поражало в столичных жителях. Совсем молоденькая, но уже знаменитая актриса Екатерина Семёнова, "совершенный образец древней греческой красоты", щеголяла в белой турецкой шали, на шее красовались жемчуга, а на пальцах было "брильянтовых колец и перстней больше, чем на иной нашей московской купчихи в праздничный день". 

     Удивил его своим видом и унтер-офицер Хрунов, ставший после выхода в отставку необходимой принадлежностью вечеринок офицеров Измайловского полка и прозванный "барином с балалайкой", ибо все персты пухлой руки музыканта, играющего на инструменте особенной конструкции, "изукрашены были кольцами и перстнями разных величин и фасонов". Однако, бравого отставника вряд ли озабочивало, из какого металла сделаны сами кольца, хотя, наверняка, он знал о таинственной власти сокровищ земных руд. 

     Золотой перстень придавал такую премудрость речи владельцу, что никто, даже самые мудрые учёные, не сможет опровергнуть его утверждения. Оловянное кольцо притягивало к носящему его вожделенные серебро и злато. железный перстень обеспечивал "побеждение всех противностей". Медное же кольцо привораживало любовь, и одно его прикосновение к желанной вызывало в зазнобе ответную страсть. А в первой четверти XIX веке даже отпущенный на оброк крепостной покупал себе на заработанные деньги бриллиантовый перстень, да и шею его невесты унизывали сорок ниток жемчуга.

     ( по Л.К.Кузнецовой ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий