Что же после этого говорить о франтах, проводивших, как пушкинский Евгений Онегин, "три часа по крайней мере перед зеркалами", дабы выглядеть по последней парижской или лондонской моде, надевая соответствующие "панталоны, фрак, жилет". Ни в коем случае нельзя было перепутать цвет фрака, зависевший не только от времени дня, но и от возраста обладателя сей важной детали костюма. Отправляясь по делам или с визитами по утрам, следовало надевать зелёный фрак, причём старичкам приличествовали оттенки бутылочного стекла, вступающей в свет молодёжи - цвет зелёного яблока, а у остальных яркость зелёной ткани приглушал серый цвет. К обеду приходилось переодеваться во фраки, сшитые из тканей всевозможных вариантов синего. Зато щёголи, не забывали о материале отворотов: атласные полагались в бальных нарядах, а шерстяные - в траурных.
Состоятельным модникам так хотелось покичиться богатством перед светскими красавицами, что в серединку непременных пуговиц, вытканных из чёрного шёлка, вставлялись сверкающие бриллианты-солитеры, соперничавшие с ослепительным блеском крупного алмаза булавки, прикреплявшей пышное жабо к жилету. Всё это великолепие дополнялось переливами камней в многочисленных перстнях и посверкиванием самоцветов на золотых или серебряных пряжках башмаков. Костюм франтов считался не завершённым полностью, если из-под жилета не свисали симметрично золотые цепочки по крайней мере двух часов ( да не простых, а непременно заграничных "брегетов", вышедших из рук самого знаменитого мастера Авраама-Луи Бреге и оттого стоивших несколько тысяч рублей ), украшенные затейливыми брелоками и печаткой владельца с фамильным гербом, вырезанным на оранжево-красном сердолике, голубом топазе или аметисте.
Собравшиеся же на светских званых вечерах дамы и девицы, вместо привычного коллективного, но весьма тоскливого вышивания золотом и жемчугом, теперь играли в колёсико, то ловко его опуская, то поднимая на шнурочке, и любовались, как оно, крутясь, красиво искрилось самоцветами. Однако, скоро аристократки нашли себе другое занятие, придумав ему французское название "le parfilage de lor", означающее "надёрганные золотые нитки". И раньше экономные хозяйки осторожно подвергали пламени ставшие ветхими одежды, покрытые металлическим шитьём, чтобы пустить "выжечный" благородный металл на исполнение новых модных вещей. В первой же трети XIX века расчётливые прелестницы предпочитали аккуратно распускать драгоценные узоры, отделяя их от ткани, а на выручку от продажи золотой нити покупать желанную обновку. Как бравые усачи-военные, так и светские волокиты быстро сориентировались и, воспользовавшись подобным увлечением, стали подносить предметам своих воздыханий зачастую совершенно новенькие, только что из магазина, отдельные части форменных, блиставшим золотом вышивки мундиров. Но хитрых красавиц сие обстоятельство не останавливало, и новые Пенелопы на глазах влюблённых кавалеров легкомысленно потрошили шедевры портных.
( по Л.К.Кузнецовой ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий