Станковизация. Художественное явление, получившее название "станковизация", в отечественном декоративном искусстве возникло в 1960-х гг как результат укоренившейся практики совместного экспонирования произведений изобразительного и декоративного искусства. В этих условиях всё, что создавалось художниками-ювелирами, утрачивало важнейшую черту, необходимую для раскрытия художественного образа - непосредственный контакт с человеком. Витрины выставочного зала обусловили гипертрофированность форм ( например: колье часто походили на панно, а браслеты и кольца - на скульптуру малых форм ) и некоторую эскизность, а порой и явную небрежность в техническом исполнении ювелирных произведений. Их недостатки скрадывались пространством выставочного зала, но ремесло, как таковое, лишалось своего изначального смысла.
Ещё в середине XIX века Готфрид Земпер отметил разнообразие связей украшений с человеком. В них немецкий архитектор и теоретик искусства видел часть "космического единства разнообразия". Правда, говоря об украшениях, он имел ввиду не только собственно ювелирные изделия, но и одежду, причёски, цветочные венки. Размышляя о том, как те или иные украшения раскрывают образ человека и определяют его положение в пространстве, Г.Земпер разделил их на три класса. "Подвески", считал он, показывают положение человеческой фигуры по отношению к земле, то есть осанку. "Кольцевые" предметы подчёркивают пропорциональность форм. "Украшения направленные" выявляют характер движений.
За минувшие полтора столетия украшения заметно преобразовались благодаря непосредственному контакту с человеческой фигурой. Видоизменение коснулось практически всех видов ювелирных изделий, что стало убедительным свидетельством формирования нового образно-пластического языка. В российском ювелирном искусстве последней трети XX века формы и конструкции привычных типов украшений построены на гармонии и конфликте с формами человеческого тела. Рождение художественного образа происходит из их взаимодействия, что и позволяет назвать новую систему образно-пластичной. В этом и заключается одна из характерных особенностей нового отечественного ювелирного искусства.
Современные ювелиры всё чаще отходят от излишнего декора, всё чаще отдают предпочтение чистой форме. Эта тенденция особенно заметна в кольцах Феликса Кузнецова и Владимира Гончарова. Некоторая сухость геометрических форм выявляет конструктивный характер композиции. Но конструктивность эта особая, пластическая, подразумевающая не столько проектирование формы, сколько взаимодействие с телом человека. В этих произведениях "сформулированы" почти все основные эстетические признаки нового направления: пластическое соответствие человеку, синтетичность системы "человек - украшение", максимальная чистота и архитектоника форм. Ясная конструктивность мышления, характерная для этого стиля, отсылает нас к формотворческим поискам XX века - например, к цветовой геометрии голландского художника Пита Мондриана или мобилям американского скульптора Александра Колдера. ( К сожалению, я столкнулся со сложностью подбора иллюстрации из свободного доступа фотографий. Возможно, в дальнейшем эта проблема будет решена. А сейчас - близкое, но не совсем то. )
( по И.Перфильевой ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий