До середины XVIII века мосты в городе и его окрестностях строились из дерева. Каменные мосты начали появляться в Петербурге в 1760-е годы. Первые гранитные мосты, сохранившиеся до наших дней в первозданном виде, были построены на Дворцовой набережной через Зимнюю и Лебяжью канавки и Фонтанку. Два из них - Эрмитажный и Верхне-Лебяжий - однопролётные, третий - Прачечный - трёхпролётный. В 1920-е годы мосты эти были капитально отремонтированы, но архитектурно-художественный облик их полностью сохранился. Все они арочные, с плавно округлыми парапетами, примыкающими к парапетам набережных. Сложенные из серовато-красных овоидных гранитов рапакиви мосты прекрасно гармонируют со зданиями Эрмитажа, художественно оформленной оградой Летнего сада, великолепными дворцами, расположенными на Дворцовой набережной.
Впоследствии на Зимней канавке было сооружено ещё два гранитных моста: Первый Зимний - в створе Большой Миллионной улицы, мост перенесён сюда в 1870 году с Красного канала, засыпанного при строительстве Мраморного дворца, и Второй Зимний мост, построенный в 1950-е годы в месте соединения Зимней канавки с Мойкой.
Во второй половине XVIII века одновременно с созданием Екатерининского канала ( ныне канал Грибоедова ) через него были перекинуты два гранитных моста: на Невском проспекте - Казанский в 1766 году и на Гороховой улице - Каменный в 1776 году. В период строительства Казанского собора, в начале XIX века, мост был расширен до 90 метров и стал одним из самых широких петербургских мостов. В 1780-е годы на этом канале были построены три однотипных моста - Пикалов, Аларчин и Мало-Калинкинский, воздвигнутые на каменных, облицованных гранитом береговых устоях и мощных опорах ( "быках" ). Опоры мостов увенчаны гранитными обелисками на фигурных пьедесталах. Пикалов мост, сохранившийся в первозданном виде, является ценнейшим памятником архитектуры XVIII века. Облик двух других мостов после перестройки также сохранён.
В конце XVIII - начале XIX века на каменных же опорах, облицованных гранитом, были воздвигнуты шесть мостом через Крюков канал. Эти мосты, за исключением Матвеева и Торгового, неоднократно перестраивались, но их внешний архитектурных облик сохранён прежний.
В 1784-1788 годах через Фонтанку было перекинуто семь каменных мостов: Симеоновский ( Белинского ), Аничков, Чернышёва ( Ломоносова ), Семёновский, Обуховский, Измайловский, Стпро-Калинкинский. Мосты разводные, однотипные, оформленные монументальными гранитными башнями и обелисками. В середине XIX века разводные пролёты ликвидированы и башни остались только на двух мостах - Чернышёвом и Старо-Калинкинском.
В 1940 году через Фонтанку на пересечении с Московским проспектом вместо старого Обуховского каменного моста построен новый, более широкий, железобетонный, отделанный гранитом. Общий силуэт его, монументальные береговые устои, гранитная облицовка арок, устоев, обелиски с фонарями - всё это, выполненное в мотивах архитектуры классицизма, соответствует облику каменных мостов XVIII века.
( по М.С.Зискнду ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий