воскресенье, 3 марта 2024 г.

Глиптика ( двадцать пятое упоминание ).

     Профильный портрет в глиптике и нумизматики был распространён с эллинистического времени и вплоть до конца эпохи Римской империи. Изображения парных мифологических персонажей ( Диоскуров, Зевса и Геры, Исиды и Сераписа ) постепенно заменялись портретами реальных исторических деятелей, правителей, представителей правящих династий. Прославленная камея Гонзага с профилями Арсинои и Птолемея Филадельфа являются ярким примером подобного типа парного профильного портрета обожествлённой царственной четы, предназначенного для демонстрации её права на власть.

     Особо стоит отметить разное взаиморасположение профилей. Головы лицом друг к другу традиционно трактуются как символ достижения согласия властителей или супругов в результате диалога. Иную смысловую нагрузку несёт форма "соединённые головы", когда один профиль слегка выступает из-за абриса другого. При таком положении очевидно, что пара смотрит в одном направлении, один является фоном для другого в прямом и переносном смысле, т.е. они обладают сходными взглядами, имеют общность в суждениях и единство во мнениях, что гарантирует успешное партнёрство и является залогом длительного сотрудничества.

     Античная камея по сей день сохраняет значение эталона классической красоты, чистого и строгого вкуса. Для всех последующих поколений она была символом приверженности античному идеалу, соответствовать которому навсегда осталось главным устремлением резчиков. Не удивительно поэтому, что выработанные в античности технические приёмы резьбы, законы композиционного и пластического решения, сюжетный и минералогический репертуар используемых для каждого вида гемм каменных пород сыграли исключительную роль в формировании стилевых основ послеантичной глиптики. Классичность - в буквальном смысле слова - определяла её значение в разные эпохи: периоды расцветов совпадали с периодами усиления интереса к античности, оживления её культа.

     Хотя принято считать, что классический идеал недостижим, приблизиться к нему раньше других удалось итальянским мастерам - ведь их родина была прямой наследницей античных традиций. В эпоху Возрождения Италия на только сама пережила бурный подъём камнерезного искусства, но и дала мощный импульс его развитию в странах Западной Европы, расположенных по другую сторону Альп. В XVIII столетии во Франции, Германии, Австрии, Англии сформировались национальные школы глиптики.

     После раскопок Геркуланума и Помпей страсть к собиранию гемм приобрела характер мании, её было принято сравнивать и эпидемией. Основными центрами поощрения новой резьбы, как и коллекционирования резных камней, становились дворы европейских монархов, иных светских и духовных правителей - искусство глиптики, исключительно трудоёмкое и дорогостоящее, требовало щедрого и устойчивого покровительства.

     Однако ценность, утончённость, интимный характер и долговечность гемм оказались в век эрудитов и коллекционеров созвучными не только сильным мира сего. Учёные находили в них неисчерпаемый источник знаний, художники - арсенал сюжетов и образов. Поэтому многие резчики, перестав быть придворными художниками, открыли свои ателье, в которых работали по заказам и на свободную продажу. Их роль в культурной жизни повысилась, многие из них были приняты в Академии художеств. Например, признанный глава европейской глиптики Джованни Пихлер - представитель знаменитой династии резчиков - был захоронен в римском Пантеоне.

     Когда спрос на геммы превысил предложение, специальные мануфактуры наполнили рынок имитациями и копиями резных камней. Каждый состоятельный человек, претендовавший на образованность и вкус, стремился стать обладателем если не подлинников, то хотя бы небольшой домашней дактилиотеки - так в древности назывались собрания оригинальных гемм, а в XVIII веке - и серии слепков с них, сопровождаемые каталогами и описаниями. Подобные серии, а также многочисленные трактаты и сборники с гравированными воспроизведениями античных резных камней стали необходимой принадлежностью гимназий, колледжей, публичный и домашних библиотек, университетов, академий.



( по Ю.О.Каган ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий