вторник, 5 марта 2024 г.

Петербургские ювелиры ( пятнадцатое упоминание ).

     Придворные заказы на серебряные вещи теперь от фабриканта Ивара-Венфельта Бука перешли к Георгиу-Фридриху Помо, которого предпочитали на русский лад именовать "Егором", а иногда даже называли на французский манер "Жоржем".

     Он родился в Петербурге у золотых дел мастера Германа-Фридриха Помо, проживавшего в 1774 году "во 2 Мещанской в доме медника Барбо". После обучения тайнам профессии у родителя Георг-Фридрих Помо стал в 1787 году подмастерьем и поселился со своим сотоварищем Фридрихом-Карлом Реймером "во 2 Мещанской под № 379". Между тем дела отца пошли настолько хорошо, что он сумел приобрести собственный особнячок на той же улице, только под № 307. В 1797 году молодой Георг-Фридрих порадовал отца, наконец-то получив статус серебряных дел мастера, причём талант и деловую хватку новенького настолько быстро оценили его коллеги по иностранному цеху, что всего через полтора десятилетия, в 1811 году избрали знатока избранной им профессии помощником старосты. Покинул сей мир прославленный серебряник Егор Помо не ранее 1825 года. 

     Вероятно, уже в подмастерьях Георг-Фридрих Помо зарекомендовал себя высококлассным специалистом, а поэтому свежеиспечённому серебряных дел мастеру сразу же поручили весьма ответственный заказ.

     Короновавшийся торжественно и с большой помпой в Москве 5 апреля 1797 года Павел I утвердил в этот день не только порядок престолонаследия, собственноручно возложив серебряный, сделанный Иваром-Венфельтом Буком, ковчег с этим важным документом в Успенском соборе, но и подписал установление об императорских русских орденах, согласно коему, все они объединялись в единый Российский Кавалерский орден.

     Обязанности господ кавалеров были именно рыцарские и христианские: защита убогих, сирых, неимущих. Попечению членов Ордена вверялись "Богу угодные и обществу полезные заведения" - воспитательные дома в Москве и Петербурге, московский Инвалидный дом, петербургская Екатерининская больница, прочие больницы и богадельни, а также школы. По представлению генерал-прокурора Сената князя Куракина назначили официалов Кавалерского ордена: одного обер-церемониймейстера, нескольких церемониймейстеров, секретарей и герольдов.

     Павел I самолично разработал все мельчайшие детали устава, правила ношения и пожалования орденами, порядок их старшинства, а также утвердил образцы орденских знаков и кавалерских костюмов. Одеяние герольдов ордена дополняли серебряные жезля, увенчанные золотыми навершиями, повторявшими орденский крест.

     Исполнить эти жезлы и поручили Егору Помо. Он украсил кресты наверший красными стёклами, имитирующими рубины, а также алмазами-розами и горным хрусталём, в центре же поместил финифтяные вставки. 

     Работы Помо весьма высоко ценились в российской столице. Сделанную им вещь не стыдно было подарить и самому императору. Недаром петербургское купечество, отлично знавшее толк  в серебре, обратилось к мастеру-умельцу, чтобы тот исполнил к коронации любимого внука незабвенной "матушки" Екатерины II не просто привычную солонку, а целое настольное украшение.

     В центре овального постамента с непременным пояском из плотно связанных лавров, переплетённым крест-накрест ленточками, дополненного изящной ажурной решёточкой из стеблей цветов с раскидистыми листьями, возвышается колонна - эмблема незыблемости государства. Но что только её не венчает! Тут и рог изобилия и свиток законов, и чаша весов, и держава, и скипетр, сжимаемый когтями орла. В клюве одной из голов орла, посаженной на изящно склоненную шею, зажата пальмовая ветвь. Над всем этим великолепием порхает амур, зажав в деснице венок победителя и пылающий факел, обозначающий бдение, мудрость, а также грядущее процветание. В левой же ручонке ( что ближе к сердцу ) малыш старается удержать над высоко поднятой второй головой российского орла ещё один венок, составленный всего из двух веток, но зато лавра и розы. Между ними вплетены буквы "IAE" под императорской короной, означающие ажурный вензель царственной четы. По обеим сторонам колонны отнюдь не случайно возвышаются два треножника, украшенные кольцами и свисающими цепочками. В античные времена их приносили в храмы как самый драгоценный дар, а теперь посвящали верховной чете земных богов. 

( по Л.К.Кузнецовой ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий