В XIX веке в европейских столицах - Париже, Лондоне, Берлине - итальянские резчики вновь оттеснили местных мастеров. Искусство глиптики, крепко связанное с уходящими формами социального бытия, начало терять своих традиционных покровителей и заказчиков. Угрожающим стал и разрыв с "большим" искусством, всё более удаляющимся от классической ориентации. Как бы застыв в своих традиционных формах, глиптика была не способна откликнуться на радикально менявшиеся требования времени.
С другой стороны, крушение феодального строя лишало резчиков традиционных покровителей и заказчиков, заставляя искать нового покупателя в лице буржуа-нувориша. Всё это в конечном счёте вело к утрате былого вкуса и мастерства. Признаки упадка, постепенно нарастая, уже к концу позапрошлого столетия привели к тому, что глиптика как живая мысль искусства покинула авансцену художественной жизни европейских народов, сохраняясь лишь в ремесленных поделках, рассчитанных на широкое потребление. Теперь предпочтение отдавалось не твёрдым камням, а материалам, более лёгким в обработке - раковинам, кости, кораллу и даже пластическим массам. Попытки возродить искусство резьбы по твёрдому камню столь редки, что пока, даже при отдельных удачах, не могут изменить создавшегося положения. "Забытое искусство" - грустный эпитет, которым обычно сопровождается упоминание о глиптике.
В Россию инталии-печати проникали из Западной Европы начиная с XI века, а камеи - из Византии, хотя больше распространилась пришедшая оттуда же рельефная резьба на стеатите, шифере, сланцах, известняке. До нас дошло множество таких небольших рельефов с изображением архангелов, Георгия Победоносца и других святых, однако их можно отнести к камеям с большой долей условности.
Геммы включались как в оформление предметов православного культа - образков, панагий, окладов икон и богослужебных книг, другой церковной утвари, так и в декор мирских предметов - запон, ларцов, даже корон. Н.М.Карамзин в своей "Истории государства Российского" сообщил, что Борис Годунов пригласил в Москву и щедро вознаградил венецианца Франциска Асцентини, вырезавшего для него на агате сцену Распятия Христа.
В конце XVI и особенно широко в XVII веке бытовали перстни со вставками резных изумрудов, агатов, яшм. Немало их было и в царском обиходе. В описях Государственной казны и драгоценностей при упоминании резных камней бывает указано на "греческую", "фряжскую" ( итальянскую ), "царьградскую" ( константинопольскую ) работу, реже - "московскую". Нужно, однако, признать, что и сегодня нелегко отличить русскую резьбу от византийской или какой-либо иной.
( по Ю.О.Каган ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий