ФЁДОР ( ФРИДРИХ - ЙОЗЕФ ) КОЛЬБ. Одним из лучших петербургских мастеров первой четверти XIX века по праву считался и Фридрих-Йозеф Кольб, прибывший в Северную Пальмиру в 1793 году из епископства Вюрцбург в Баварии. После сравнительно недолгих лет ученичества у известного золотых дел мастера Кристофа-Фридриха фон Мерца талантливый юноша получил в 1798 году статус подмастерья, а в мае 1806 года сам стал мастером иностранного цеха. Коллеги по ремеслу дважды, в 1822 и 1824 годах, выбирали своего достойного собрата помощником цехового старосты. У него, соединявшего опыт золотых и серебряных дел мастера со знанием тонкостей профессии ювелира ( здесь, скорее, закрепщика - СЧ ), всегда было множество учеников.
Те же 1820-е годы оказались для Кольба, теперь чаще именуемого на русский лад "Фёдором", особенно успешными. Он настолько быстро работал, что по три раза в год представлял в Пробирную Палатку для клеймения всевозможные ковши, лоханки, шандалы, перечницы, ложки, щипцы и прочее, необходимое для сервировки стола, а одновременно прекрасно справлялся с многочисленными заказами от Придворной Конторы. Работы мастера столь хороши, что в 1825 году ему доверили сделать чайный сервиз, преподнесённый вместе с великолепной коляской самим Николаем I своему шурину, принцу Вильгельму Оранскому, гостившему с супругой, великой княгиней Анной Павловной, у августейших русских родственников. ( В XIX - XX веках царская фамилия имела почти чистую немецкую кровь - СЧ ).
В том же году Кольб сменил при Дворе не только бронзовых дел мастера Диннера, но и два года проработавшего там ( и даже пожертвовавшего ради этого купеческими выборами ) мастера-серебряника Якова Петрова, а затем заключил контракт с обязательством "делать, поправлять и очищать серебряные вещи для Высочайшего Двора".
Фёдор Кольб хорошо был известен не только в Петербурге. Слава отличного серебряника докатилась даже до таганрогских обывателей. В 1817 году в далёком городишке ждали визита самого государя, а поэтому члены местного Греческого общества решили сделать императору Александру I подарок, напоминавший бы монарху об увиденных достопримечательностях благословенного края. В античные времена здесь жили древние греки, поклонявшиеся всемогущим богам-олимпийцам. Поэтому-то на серебряном блюде, на коем августейшему визитёру преподнесли традиционные хлеб-соль, высочайшее "вензелевое имя" окружали колесницы Зевса, Афины, Посейдона и Деметры. Между ними Кольб тщательно проработал мельчайшие детали, запечатлел роскошные виды окрестностей.
Фёдор Кольб много работал и по заказам вельмож. Для князя Юсупова он исполнил роскошный дежене ( как тогда называли сервиз для завтрака ).
( по Л.К.Кузнецовой ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий