суббота, 18 мая 2024 г.

Шедевры Средневековья.

     В Средневековье ювелирные украшения носили и мужчины, и женщины, и дети. Многие предметы, такие как пояса и круглые фибулы, играли функциональную роль в одежде; некоторые имели геральдическое значение, но чаще всего в них вкладывался религиозный смысл. В европейских украшениях того времени доминировали две темы: христианство и куртуазная любовь. Это наиболее явно отражено в фигуративных изображениях, также легко прослеживается в декоративных надписях, часто встречающихся на кольцах и кольцевых фибулах. На одном изделии могут быть использованы вступительные слова молитвы Деве Марии "Ave Maria gratia plena dom (" inus tecum )" ( Радуйся, Мария, благодати полная ( Господь с тобой ), а на другом встретим "Ami amet deli pencet" - "Подумай о друге, который тебя любит". Во многих украшениях религиозный и мирской смысл переплетались, особенно это заметно на роскошных чётках и розариях, по которым читали молитвы и которые гордо демонстрировались на портретах.

     Для ювелирных изделий предпочитали использовать золото и серебро, их украшали эмалью, чернением ( чёрный сплав серебра, серы и свинца ) и драгоценными камнями, особенно сапфирами, рубинами и жемчугом. До конца Средних веков камни чаще полировали, а не гранили, придавая им округлую форму и мягкие оттенки. Их выбирали не только за цвет, но также и за предположительные целительные и духовные силы, в которые охотно верили и о которых немало писали, в том числе в лапидариях - поэтических трактатах, посвящённым свойствам драгоценных камней. Согласно лапидарию Марбода, епископа Реннского ( XI век ), сапфир не только защищает от ран, мошенничества, страха и зависти, но и дарит умиротворение, лечит язвы, глаза и головные боли, а также помогает хранить целомудрие. Считалось, что просверленное в камне отверстие только усиливает его полезные свойства. Другим камням также приписывались самые разные чудесные способности: например, зубы окаменевшей рыбы, известные как "жабий камень", носили, чтобы исцелиться от водянки и хандры.

      Среди величайших шедевров средневекового ювелирного искусства - декоративные плакетки с эмалью, которые часто изображали сложные фигуративные сцены и использовались в переносных диптихах и триптихах, подвески в качестве наконечников поясов. Сначала рисунок гравировали на поверхности серебра или золота, затем наносили полупрозрачную эмаль различных цветов. Варьируя глубину гравировки и таким образом толщину эмали, можно было получить лёгкие затемнения. В большинстве случаев изображения были на религиозную тему, в основном это были сцены из Нового завета или из жития святых, хотя сцены из мирской жизни тоже встречались.

     Во второй половине XIII века рост благосостояния в Европе привёл к появлению спроса на ювелирные украшения за пределами двора. Впоследствии были приняты законы, по которым низшим слоям общества запрещалось носить драгоценности. В Англии в 1363 году Эдуард III запретил семьям ремесленников и йоменов ( мелких землевладельцев ) носить "пояса, ожерелья, застёжки, кольца, подвязки, броши, ленты, цепочки, тесьму, печати и любую другую вещь, в которой использовано золото или серебро". Но такие ограничения редко выполнялись.



( по Клер Филлипс ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий