Несмотря на меньшую ценность, неблагородные металлы использовались в ювелирном искусстве с незапамятных времён. В наибольшем количестве до наших дней дошли кольца. Например, в коллекции музея Виктории и Альберта присутствуют этрусские бронзовые кольца примерно 400 г. до н.э., римские - из железа, бронзы и свинца, англосаксонские - из кручёной проволоки и средневековые бронзовые кольца с печаткой. С V по VIII век при дворе Меровингов делали большие железные пряжки со вставками из серебра в виде сложных геометрических узоров. Ржавчина на них наглядно свидетельствует, почему так мало железных изделий дошло до наших дней и с чем связан тот факт, что предпочтение отдавали золоту.
На неблагородные металлы часто накладывали серебро или золото, чтобы выдать за драгоценный металл. Также были созданы напоминающие золото сплавы, самый известный - пинчбек, который представляет собой смесь меди и цинка, изобретённый лондонским часовщиков Кристофером Пинчбеком ещё в 1732 году.
Ювелирные украшения из гранённой стали вошли в моду в конце XVIII века и оставались популярными на протяжении всего XIX века. Металлический блеск её гранённой поверхности создавал эффект, подобный марказиту, жёлто-серым кристаллам железного колчедана, который использовали в ювелирном деле примерно в то же время. В начале XIX века в Германии производили невероятно изящные украшения из чёрного металла; хотя они и были сделаны из простого материала, эти изделия очень ценились и иногда оправлялись золотом.
Алюминий пользовался большой популярностью, после того как в 1850-х годах был открыт способ его переработки. Некоторое время он считался драгоценным металлом, поэтому около десяти лет его использовали наряду с золотом, затем улучшенные технологии сделали производство более лёгким и дешёвым, что привело к его обесцениванию. Цена на него упала очень резко: первый переработанный в 1854 году килограмм стоил 3000 франков, за пять лет цена упала до 400 франков, а в 1899 году его цена составила 3,5 франка.
Затем использование алюминия в ювелирных изделиях возобновилось и видоизменилось благодаря таким мастерам, как британский ювелир Джейн Адам, которая окрашивает и окисляет его поверхность, чтобы создать многочисленные цвета. Подобные яркие поверхности получали и мастера, работающие с тугоплавкими металлами - титаном и ниобием, в то время как современные ювелиры в поисках альтернативных драгоценным металлам материалам исследуют красоту серых оттенков стали и железа.
( по Клер Филлипс ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий