пятница, 24 мая 2024 г.

Глиптика ( двадцать девятое упоминание ).

     Созданным в разных концах России миниатюрным каменным рельефам найти в своё время дорогу именно в Эрмитаж было делом естественным - ведь столичный музей и камнерезные фабрики не по названию одному, а по реальной принадлежности являлись императорскими. Дорога из Петергофа была простой и короткой, а камеи, исполненные на Урале и на Алтае, чаще всего преодолевали свой долгий и трудный путь в "укупоренных ящичках, обитых снаружи железом, а внутри кожей", медленно передвигаясь сушей и водой специально снаряжёнными обозами, загруженными вазами, чашами, канделябрами и иными большими и малыми каменными изделиями екатеринбургской и колыванской работы. 

     Обыкновенно на Пасху, реже на Рождество, изделия казённых камнерезных фабрик представлялись царской семье и двору и только после высочайшего одобрения - одни раньше, другие позже - передавались в Эрмитаж.

     В стенах музея судьбы крупногабаритных декоративных каменных изделий и миниатюрных камей складывались по-разному. Первые, в своей большей и лучшей части предназначавшиеся для украшения Зимнего дворца, Нового Эрмитажа и прилегающих к ним музейных зданий, предстали перед взорами посетителей, как только залы, анфилады, галереи, парадные лестницы музея открылись для широкой публики. Вторые же, влившись сразу при поступлении в малодоступное даже для специалистов многотысячное эрмитажное собрание резных камней, продолжали и в новых условиях оставаться скрытыми от "сторонних" глаз в музейных хранилищах.

     Просматривая "уральскую" часть коллекции, поражаешься сюжетному, композиционному и минералогическому богатству. Сперва перед глазами проходит вереница лиц, бюстов, фигур и групп, представляющих образы древневосточных, греческих и римских божеств, героев древнего эпоса и христианского вероучения. За этим "пантеоном" - длинная череда исторических портретов. Она начинается египетским фараоном, за ним идут философы, поэты, писатели Эллады, их сменяют правители и полководцы Древнего Рима. Далее один за другим следуют: зороастрийский жрец эпохи Сасанидов ( правящей династии Древнего Ирана в 224 - 651 гг ), полулегендарный основатель Саксонского герцогства Видукинд, лики живших в XVIII веке англичан - поэта эпохи Просвещения Александра Попа и красавицы Эммы Гамильтон. Эти персонажи, как бы случайно забредшие сюда с арены мировой истории, предваряют галерею портретов российских императоров и императриц. Не забыты, хотя их немного, изображения реальных и фантастических зверей и птиц.

     Столь ёмкое содержание пластически воплощено в миниатюрных медальонах с рельефными изображениями, вырезанными на двух-трёх, а иногда и четырёхслойных камнях высокой твёрдости, ленточного строения и природной полихромности: агатах, ониксах, сардониксах и их разновидностях, но чаще всего - на яшмах. Рельеф выступает над фоном, то мягко сочетаясь, то контрастируя с ним по тону и цвету. Размер самой маленькой камеи - 0,9*1,2, а самой крупной - 7,5*5,9 сантиметра.



( по Ю.О.Каган ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий