воскресенье, 2 июля 2023 г.

Петербург каменный ( восьмое упоминание ).

      Малый Эрмитаж - второе здание Эрмитажного комплекса - воздвигнуто в 1764 - 1775 гг. в стиле раннего классицизма специально для размещения возросших художественных коллекций Зимнего дворца. Северный его корпус, выходящий фасадом на Неву, построенный в одну линию с Зимним дворцом, поставлен на мощный цоколь из гранитов рапакиви Выборгского массива. Сооружён по проекту архитектора Ж.Б.Валлен-Деламота и был известен в то время как "Ламотов павильон". 

     На уровне второго и третьего этажей здание декорировано монументальным шестиколонным портиком с балюстрадой, а также пилястрами и скульптурой. Колонны, пилястры и скульптуры установлены на пьедесталах из красных овоидных гранитов; из этих же пород выполнены базы колонн. Скульптурная группа, венчающая аттик здания, первоначально изваянная из пудостьских известняковых туфов, была в конце XIX века заменена фигурами из листовой меди.

     Месторождения, на которых добыты граниты для цоколя и портика, документально не зафиксированы. По общему облику можно считать, что граниты получены из каменолоиен, расположенных в районе г.Выборга ( Саанлахти, Хиекки и др. ).

     Южный корпус Малого Эрмитажа, выходящий на Миллионную улицу ( ул.Халтурина ), построен архитектором Ю.М.Фельтеном. Фасад его, главным образом первый этаж, отделан в мотивах, близких архитектуре Зимнего дворца. Здание поставлено на невысокий цоколь из гранитов рапакиви. Путиловский известняк использован здесь для некоторых лестниц и входных площадок первого этажа. Северный и южный корпусы соединены между собой висячим садом.

     Во внутренней отделке Малого Эрмитажа в значительном количестве использованы привозные природные камни, главным образом - итальянские. Особенным великолепием отличается отделка мраморного парадного, так называемого павильонного, зала, выполненная архитектором А.И.Штакеншнейдером, при перестройке ряда помещений в середине XIX века, применившего в больших объёмах натуральный мрамор для двухъярусной колоннады, наборных полов и живописных вставок.



( по М.С.Зискинду ).

суббота, 1 июля 2023 г.

О камнях от В.А.Супрычева ( сорок второе упоминание ).

     После полировки гематит приобретает сильный металлический блеск с красноватым отливом, иногда проявляется синяя побежалость. Своеобразная красота хорошо отполированного кровавика высоко ценится любителями и знатоками камня - шарики из него цветом и бархатисто-металлическим блеском напоминают редкие чёрные жемчужины.

     В бассейне р.Куюни в Гайане при промывке золотоносных песков встречают так называемый чёрный жемчуг с антрацитовым блеском. Каждая такая "жемчужина" представляет собой стяжение глинистого вещества, покрытое снаружи концентрическими оболочками гётита и гематита. Железно-чёрный кристаллический гематит с алмазным блеском издавна называют спекуляритом от английского "спекуляр" - зеркальный. Особенно часто он встречается в Чехии. 

     Мода на ювелирные и резные изделия из кровавика то возникала, то проходила, начиная с эпохи Возрождения до наших дней. Из него вытачивали мелкие поделки - печатки-инталии, камеи, вставки для перстней, брошек и запонок. Самой удачной формой обработки гематита является кабошон. В коллекциях Эрмитажа хранится немало резных персидских миниатюр, выполненных на гематите. В России тоже не забывали об этом самоцвете. Однако, из-за невысокой твёрдости камня изделия из него не получили широкого распространения в быту. Но, если появлялся спрос на изделия из кровавика, то уральские мастера для ювелирного дела использовали гематит Бертёвской золотоносной россыпи близ Тагила или Шабровского месторождения.

     Гематит применяют при производстве красок и в ювелирной промышленности, где он используется не только как поделочный камень, но и как отличный полировочный материал. Порошком гематита - крокусом - полируют хрустальные, серебряные и золотые изделия, в результате чего они приобретают яркий блеск, а золотые украшения к тому же - благородный красноватый оттенок. 



четверг, 29 июня 2023 г.

Яшма ( тринадцатое упоминание ).

     В XIX веке место яшмы в иерархии ценностей минерального царства было пересмотрено. В 1830-х годах профессор минералогии при музее естественной истории в Париже Р.-Ж. Гаюи, поместив яшму в группу кварца ( прежде её именовали "кремнистой землёй" ), оставил её в своей классификации за пределами драгоценных камней, среди которых она значилась со времён античного мира. Причина - неограниченные запасы яшмы, ставшие обычными на фабричных станах грандиозные монолиты весом от 20 до 80 тонн. С этого времени на протяжении почти тридцати лет яшма значилась среди облицовочных и поделочных камней, уступая в стоимости нефриту и авантюрину.

     С третьей четверти XIX века добыча яшмы резко сократилась и её перевели в разряд полудрагоценных камей. Ещё через четверть века она значилась в Европе драгоценным камнем второго порядка вровень с опалом, малахитом, хризопразом. Русское горное законодательство, считаясь с огромными запасами яшмы в России, ценило её более объективно. "Горный устав" признавал яшму за "ценный" камень. Среди таковых по Уставу значились камни, "способные принимать высокую полировку, камни для построек и украшений".

     Но изделия из яшмы стоили дорого и вызывали живейший интерес на аукционах XX века. Некогда находившаяся в числе сокровищ неаполитанских королей коробочка из зелёной яшмы с красными прожилками работы знаменитого флорентийского мастера Бенвенутто Челлини, оказавшаяся в коллекции барона А.Ротшильда, была продана им за 400 000 рублей.

     В 1920-х годах яшма значилась среди цветных камней первого класса ( порядка ). Теперь она занимает первое место среди поделочных камней. Стоимость яшмы сегодня сравнительно невелика. Изделия же из неё по-прежнему дороги, и чем совершеннее они по замыслу, форме, исполнению, тем выше ценятся.

     В XX столетии к практическому интересу присоединился научный. Её применяли в аппаратах Морзе, в геодезических приборах, в шаровых мельницах, кожевенном производстве, в пробирных и химических лабораториях. На какие-то времена красоте предпочли твёрдость, прочность, однородность, высокую сопротивляемость стиранию, химическую устойчивость. В это время механические свойства уральских яшм стали темой исследования Петергофской гранильной фабрики и минералогической лаборатории, созданной академиком А.А.Шубниковым при гранильной фабрике на Урале. Изучалась способность яшм к распиловке, скорость стирания, связь между техническими свойствами и петрографической структурой.



( по В.Б.Семёнову ).

воскресенье, 25 июня 2023 г.

Индийская мозаика ( четвёртое упоминание ).

     Следующие упоминания, в основном, посвящены минералам Пакистана и отчасти Афганистана. Мы с Вами договорились, что рассказываем не только об Индии, но и обо всём Индийском субконтиненте. Страны появляются и исчезают, а геологическое строение - вечно. Вечно, во всяком случае, для  вида Homo Sapiens, который через несколько миллионов лет, после накопления критической массы мутаций, заменится другим видом.

     Долина Инда, в те времена - истинная Индия, в древние времена входила в глобальный торговый трак - Великий Шёлковый путь. Он связывал жителей долины с населением Персии, Месопотамии, Египта и других стран. Но, во-первых, торговля глубоко не проникала в суровые горные области с непростым климатом, не давая раскрыться всем богатствам края. Во-вторых, ни один купец не проходил самостоятельно весь Шёлковый путь, караваны купцов проходили лишь от одного центра торговли до другого, где и обменивали свои товары. Товары двигались, люди же ограничивались небольшими отрезками пути. Отсюда и малые познания Индии, когда знания заменялись вымыслом и легендами.

     В те времена обитатели долины Инда поставляли на мировой рынок - Шёлковый путь сырьё и произведённые товары, включая бусины из сердолика и агата. После колонизации долины Александром Македонским на этих землях возникла своеобразная культура - смесь греческой, персидской и индийской. И пусть греки быстро потеряли контроль над этими землями, влияние синтетической культуры чувствовалось до прихода мусульман. Хотя и сейчас некоторые жители Пакистана считают себя потомками воинов Александра.

     Археологи установили, что, по крайней мере, с 1000 года жители сегодняшнего Афганистана добывали и обрабатывали лазурит, причём среди них были искусные резчики по камню. Изотопный анализ изумрудов из серёг времён Римской империи показал, что камни были добыты в долине Сват, и затем, очевидно, "пошли" по Великому Шёлковому пути.

     В первом веке н.э. северные племена переселились на территорию Пакистана. Среди них были и кушане, принёсшие в регион буддизм. Кушанская и греческая культура слились и образовали цивилизацию Гандгара, в которой известно первое изображение Будды в человеческом виде. 

     Великий Шёлковый путь не был одной дорогой, он имел массу ветвей и ответвлений. По нему доставлялись шёлк, керамика, бронза, железо, меха, специи, изделия из дерева, полотна, кости, золото, серебро, драгоценные и поделочные камни, асбест, соль, стекло, духи, лошадей, крупный рогатый скот и различные растения.

     


пятница, 23 июня 2023 г.

О камнях от В.А.Супрычева ( сорок первое упоминание ).

     Гематитом называют непрозрачный чёрный минерал с металлическим блеском и красноватым отливом, представляющий собой окись железа. В сколах и тонких пластинках он просвечивает вишнёво- или матово-красным цветом. Порошок из этого чёрного камня имеет красноватый оттенок, а если провести образцом по неглазурованной фарфоровой пластине - бисквиту, то остаётся алый, как кровь, след. Отсюда и произошло название минерала. 

     Гематит упоминается ещё древнегреческим натуралистом Теофрастом, который писал, что камень кажется образовавшимся из запекшей и окаменевшей крови. На Руси издавна знали этот камень и за красноватый цвет порошка его прозвали кровавиком. По М.В.Ломоносову, "...кровавик-камень есть твёрдая, тёмная цветом, несколько красноватая руда".

     В народных сказаниях встречается кровь-руда, что значит красная кровь. Славяне подметили, что многие медные и железные руды имеют красноватый оттенок , и дали им общее название - руда. Истоки этого слова, вероятно, следует искать в шумерском языке, где слово "уруду" означает медь, красный металл, отсюда недалеко до латинского "рудус" - металл. Шумеры пришли в Месопотамию в середине IV тысячелетия до н.э., возможно, они заимствовали дошумерское слово "уруду". Древнее название Ефрата - Урутту, т.е. Медная река.

      В качестве поделочного камня гематит использовали в Ассиро-Вавилонии, Древнем Египте, Хорезме и Византии. Гематит восхлавлялся в древнем трактате о самоцветах, написанным Азшалиасом Вавилонским специально для понтийского царя Митридата VI Евпатора ( 132 - 63 гг до н.э. ). Этот властелин любил драгоценные камни и имел великолепную коллекцию. Кровавику, как и любым другим камнях красного цвета, издавна приписывалась способность останавливать кровотечение. Его посвящали богу Марсу, считая, что этот камень дарует неуязвимость в бою.

     В эпоху Средневековья в Бельгии и других европейских странах шахтёры в угольных шахтах носили на рубахах пуговицы из гематита, который краснел в присутствии метана, что сигнализировало о взрывоопасной обстановке в забое.



среда, 21 июня 2023 г.

Глиптика ( девятнадцатое упоминание ).

     На острове Мелос в VII веке до н.э., возможно, под влиянием случайно находимых эгейских гемм, резчики начинают вновь возвращаться к печатях в форме лентоидов и амигдалоидов. Эти очень распространённые печати получили у учёных название "островных гемм". Мелосские мастера предпочитали один вид минерала - стеатит зелёного или жёлтого цвета. На выпуклой поверхности печати вырезаются причудливые существа восточной мифологии: сфинксы, крылатые змеи, химеры, львы и т.д. 

     Мягкий камень позволял вырезать изображения от руки. Начав с грубоватых треугольных врезов, из которых комбинировались фигуры восточных чудовищ, к концу VII - началу VI века до н.э. резчики достигают виртуозной, мягкой манеры с едва заметными переходами планов. Так же как на современных им вазах "ориентализирующего стиля", мастера избегают пустого пространства в поле геммы и добавляют в качестве "заполнительного орнамента" шарики, крестики, зигзаги.

     Вдохновлённые восточными, видимо, ионическими образцами, мастера островных гемм отдают явное предпочтение крылатым фантастическим существам - таковы сфинкс, Пегас и крылатый козёл с рыбьим хвостом на геммах эрмитажного собрания. Изображение на последней гемме, возможно, должно олицетворять три стихии: воздух, землю, море. Иногда мастера обращаются к популярным мифам, и появляются изображения Медузы, Аякса и Прометея. Редко, но встречаются на островных геммах слегка стилизованные изображения реальных животных. Таков козлик-эгагр на лентоиде, хранящимся в Эрмитаже, виртуозно вписанный в крошечный овал геммы из серого стеатита.

     Видимо, на островах Эгейского моря появляются и первые мастерские собственно архаической эпохи ( VI в. до н.э. ), являющейся одним из интереснейших этапов в развитии античной глиптики. Этому предшествовало время бурного роста греческих полисов, активной колонизации греков, чьи колонии-эмпории появляются на огромной территории от Северной Африки ( Навкратис ) до берегов Чёрного моря ( Пантикапей ). Знакомство с древними центрами восточных культур, непосредственное соседство греков с египтянами, финикийцами, мидийцами, персами, их способность ассимилировать чужие влияния придают архаическому искусству то богатство, полихромность, мажорность, декоративизм, которые связываются ещё с "ориентализирующим стилем" VII в.до н.э.



( по О.Я.Неверову ).

воскресенье, 18 июня 2023 г.

Петербург каменный ( седьмое упоминание ).

      Фасады Зимнего дворца за более, чем два с половиной века, прошедших после его сооружения, не подверглись переделкам и сохранились в первозданном виде. Архитектурные элементы, выполненные из путиловской плиты ( цоколь дворца, базы колонн ), находятся в удовлетворительном состоянии, за исключением пандусов южных подъездов, которые покрыты в настоящее время асфальтом. Фигуры и вазы на крыше дворца, высеченные из пудостьских туфов, из-за начавшегося их разрушения в конце XIX века заменены латунными. 

     Окончание строительства здания дворца в 1762 году совпало с отставкой В.В.Растрелли. К этому времени внутренняя отделка многих залов и других помещений ещё не была закончена. К тому же эти годы совпали с наметившейся сменой архитектурного стиля от барокко к классицизму. Для отделки и частичной реконструкции многих внутренних помещений были привлечены видные петербургские архитекторы И.Е.Старов, Д.Кваренги, Ю.М.Фельтен, А.Ринальди, А.А.Монферран и другие. 

     В этот период помимо путиловской плиты, которая использовалась для полов первого этажа, внутренних лестниц и др., началось широкое применение мрамора. Карельские мраморы из месторождений Ювеньского, Рускеальского, Белогородского использовались для отделки стен, пилястр, подоконников, кладки полов и пр. Цветной мрамор из месторождений Тивдийской группы - Красногорского, Лижмозёрского - также применялся наряду с итальянскими мраморами для отделки интерьеров дворца. 

     Из отечественных горных пород в этот этап строительства Зимнего дворца использовались также уральские цветные мраморы, известные в то время под названием "сибирские". Из них Д.Кваренго соорудил колоннаду и облицевал стены Георгиевского ( Тронного ) зала площадью 800 кв.м - одного из самых больших залов дворца. В то же время для отдели интерьеров дворца в широких масштабах применялся и искусственный мрамор - стукко ( "стюк" ).

     В декабре 1837 года в результате опустошительного пожара вся внутренняя часть Зимнего дворца выгорела, остались только стены и своды первого этажа. Удалось отстоять от огня построенные в екатерининское время, расположенные в непосредственной близости к восточной стенке дворца, здания Малого Эрмитажа. Под руководством архитектора В.П.Стасова в 1838 - 1839 годах дворец был восстановлен. 

     Представляет интерес организация работ. Общее количество людей, занятых на строительстве, достигало 10000 человек в день. Фронт работ был разделён на 10 дистанций, каждой дистанцией руководил офицер и архитектор. Строительство велось параллельными потоками. Благодаря таланту и энергии строителей дворец удалось восстановить с ещё большим великолепием, чем прежде. Фасадам Зимнего дворца был возвращён их первоначальный вид. Значительная часть интерьеров творчески переработана. Так, например, интерьер Иорданской парадной лестницы был В.П.Стасовым создан заново. Здесь вместо деревянных колонн, покрытых искусственным мрамором, была воздвигнута великолепная каменная колоннада из серого сердобольского гранита. Десять семи-метровых полированных колонн с золочёнными бронзовыми базами, поставленные на высокие пьедесталы из белого каррарского мрамора, придают всему интерьеру величественный вид. Заново была выполнена в камне и декорирована колоннами и пилястрами из светло-серого сердобольского гранита Октябрьская лестница.



( по М.С.Зискинду ).