воскресенье, 31 июля 2022 г.

Лиственит ( четвёртое упоминание ).

          ЛИСТВЕНИТЫ   ПРОЖИЛКОВО - ПЯТНИСТЫЕ, красновато-бурые, железисто-карбонатные, развиты на Джильском и Сарыдашском месторождениях Кавказа. Они характеризуются повышенным содержанием оксидов и гидроксидов железа, обусловливающих красновато-бурую и буровато-красную окраску, значительным окремнением и твёрдостью 4,5 - 5, что позволяет получить хорошую полировку. Дефектом является хрупкость, листвениты легко раскалываются при ударе. 

     Породы массивные, окраска неравномерная. Бурые, желтоватые и красноватые участки слагают пятна, полосы, на фоне которых развиты короткие извилистые и линзовидные прожилки кварца, кальцита и буро-красного халцедона. Халцедон окрашен пылевидным гидрогематитом, хорошо видимым в шлифах и наряду с другими оксидами железа входящим в состав лиственитов.

     Текстурные особенности железисто-карбонатных лиственитов чётко проявлены в шлифах. На фоне красно-бурой карбонатной массы развиты серии коротких субпараллельных тонких прожилков, извилистых, пересекающихся под углом и образующих решётку, , а также линзочки, сложенные поздним карбонатом, гидроксидами железа, халцедоном и кварцем. Все эти микрообразования фиксируют стадийность формирования лиственитов.

     Отмечаются прожилки карбоната и халцедона, секущие прожилки и скопления гидроксидов железа и более ранние карбонаты. Последние образуют линзы и небольшие скопления, возникающие в результате перекристаллизации основной тонко- и микрозернистой массы.

     Декоративность железисто-карбонатных лиственитов средняя, они достаточно хороши в виде мелкой облицовочной плитки, для мозаичных работ и, в меньшей мере, используются для камнерезных изделий типа подставок, оснований для часов, ваз и т.п. Напоминая пестроцветные мраморы и яшмы, листвениты прочнее мраморов и лучше сохраняют полировку, дешевле яшм и легко обрабатываются.

     Листвениты известны в Туве, Забайкалье, Саянах, На Алтае, В Казахстане, Узбекистане, Киргизии и на Кавказе.



( по Е.Я.Киевленко и др. ).

вторник, 26 июля 2022 г.

История янтаря ( десятое упоминание ).

      Главным центром по импорту и изготовлению янтарных изделий в римский период был город Аквилея. Популярностью пользовались кольца, богато украшенные фигурками Венеры или Купидона, а в более поздний период - женскими головками со сложными причёсками. Здесь делали также небольшие туалетные сосуды, крышки которых тщательно вытачивали на токарном станке, чтобы они плотно закрывались. До нашего времени сохранились маленькие флакончики и ручки для зеркал, но почти ничего не известно о больших вазах, которые, по письменным упоминаниям, делали в то время.

     Италийские и римские изделия из янтаря легко различимы. Если окончательный облик первых определялся формой исходного материала, то к I веку н.э. облик изделия уже определялся замыслом автора, без искажения форм. Италийские изделия выполнялись в технике рельефа, причём гравировальные инструменты использовались только для изображения волос и черт лица. Во время правления Нерона для изготовления изделий из янтаря стали использовать токарный станок и сверло, что позволило повысить производительность. Токарный станок использовался не только для изготовления различных сосудов, но также и янтарных дисков для скипетров. При помощи сверла изображали зрачки глаз, ноздри, а также наносили точки и разметки на игральные кости.

     Фигурки, изображающие фрукты, злаки и животных, были особенно популярны в качестве новогодних подарков, так как янтарь продолжали считать талисманом плодородия. "Для стимулирования рождаемости" римских граждан изготавливались многочисленные амулеты фаллической формы и в виде негроидных голов.

     Плиний описал большую экспедицию на север, предпринятую для сбора янтаря в период правления Нерона. Другим широко известным трудом, где описан янтарь римского периода, является "Германия", написанная Тацитом в 98 году н.э. Вторжение готов в Европу прервало торговые пути, по которым янтарь поступал в Средиземноморье. К 151 году готы дошли до южных берегов Чёрного моря, а в 170-х гг. готы сделали попытку захватить Аквилею. После 200-х гг. новые изделия из янтаря на юге больше не появлялись, однако в отдалённых доминионах Римской империи они были распространены на протяжении ещё двух столетий; возможно, что их передавали по наследству как фамильные ценности.



( по Э.Фракей ).

Селенит ( пятое упоминание ).

      Гипсовую гору увидел в 1769 году П.С.Паллас, когда руководимая им экспедиция отметила на горизонте необычный среди ровной степи силуэт каменного острова. Пройдя двенадцать вёрст, экспедиция оказалась у подножия высокой горы на окраине Соль-Илецкой крепости. Запись о ней была лаконичной: "Около сорока сажен от крепости находится совсем голый, сахарной голове подобный белый гипсовый холм..." Гора была слегка вытянута на восток. На западе она оканчивалась крутым, изрезанным многочисленными трещинами скалистым обрывом. Находилась она прямо в черте города, в 170 метрах от городского озера, неподалёку от высокого вала, окружавшего соляной промысел. Высота её относительно озера составляла 36,54 метра. Над окружающей местностью она поднималась довольно высоко: подъезжая к Илецку с севера, её можно было видеть за 12 километров, а с юга, из-за реки Илек, она была видна километров за 20.

     Гора гипса не укладывалась в лоно привычных для тех лет представлений о происхождении гипса и уже только этим являла немалую научную загадку. А сколько сюрпризов ещё было! По рассказам очевидцев, в начале 1860-х годов в южном склоне горы, неподалёку от подошвы, заложили шурф. На глубине нескольких метров сильный удар лома пробил дно - инструмент провалился. Когда в зияющую черноту сбросили камни - раздался всплеск. Руководивший работой штейгер вызвался исследовать таинственный колодец. Оснащённый большим пучком восковых свечей и спущенный на канате, он оказался в большой живописной сводчатой пещере, перекрытой чашеобразным куполом. На дне чернела вода. Глубина подземного водоёма составила четыре метра. Высота пещеры позволяла вполне свободно плавать на лодке. Подняв штейгера, колодец заделали.

     Но о подземном озере Гипсовой не забыли. В 1924 году журнал "Советская Киргизия" вспоминал о нём как о романтической встрече с удивительным миром подземного гипсового царства и призывал воспользоваться этим великолепным даром природы: "Если бы, - мечтал автор, - часть горы срезать по отвесному направлению, то открылся бы великолепный грот с водным эффектом, а может быть, со сталактитами и сталагмитами. При эффектном освещении это была бы чудная картина. На небольших яликах можно было бы объезжать весь резервуар."



( по В.Б.Семёнову ).

воскресенье, 24 июля 2022 г.

Каменная палитра Московского метрополитена ( десятое упоминание ).

          РАННЕРОССИЙСКИЙ   "ЛУЖКОВСКИЙ"   ПЕРИОД   ( 1992 - 2010 гг. ).

     В канун 1996 года было открыто движение по Люблинской линии. Мы хотим обратить внимание читателей на станцию "Римская", в проектировании которой вместе с архитекторами Л.Н.Поповым и Н.В.Растегняевой принимали участие итальянские специалисты Ж.Имбиги и А.Кватроки. Обратившись к эпохе Возрождения, авьлры предложили пассажиру окунуться в атмосферу того времени.

     В южной торцовой части станции художники и скульпторы создали маленький римский уголок. В нише около фонтана среди обломков храма играют легендарные Ромул и Рэм. Ниша сверху ограничена крупномозаичным фризом в виде пологой арки. Мозаика выполнена из цветных мраморов и змеевиков, органично сочетающихся своим многоцветием с майоликовой капителью колонны. Вся скульптурно-художественная композиция римского уголка контрастно, и вместе с тем, гармонично выделяется на фоне стены из белого каррарского мрамора.

     В декабре 2002 года на самом юге Москвы в строй вступила современная и красивая станция "Бульвар Дмитрия Донского".( архитекторы В.З.Филиппов и другие ). Элегантный архитектурный вид этой двухэтажной станции подчёркивается красивым зелёным камнем, ошибочно называемым мрамором, точнее его называть мраморизованным серпентинитом. 

     Среди вновь построенных станций выделяется грандиозная двухзальная станция "Парк Победы", открытая 6 мая 2003 года в день Святого Георгия. Глубина заложения станции составляет 64 метра. Оба зала подземного дворца облицованы замечательным итальянским мраморизованным известняком "Рокко Верона" медово-жёлтого цвета с оранжевым оттенком, создающим праздничную атмосферу. Интересной палеонтологической особенностью этого камня является невероятная насыщенность породы окаменелыми раковинами юрских аммонитов. Отдельные экземпляры достигают 30 см в диаметре. Иногда среди аммонитов отмечаются раковины белемнитов, похожие на кремневые наконечники, будто пронзающие толщу веков. Каждый зал станции украшен большими мозаичными панно из смальты и стекла. Мозаичные картины посвящены двум важнейшим в истории России победам - 1812 г. над Наполеоном и 1945 г. - над фашистской Германией.

     Станция "Деловой Центр" открыта ко дню города в 2005 году. Архитекторы А.Л.Вигдоров, Л.Л.Борденков, О.Ю.Фарстова. Станция по своему масштабу вошла в число самых грандиозных станций московского метрополитена. При этом вид станции соответствует своему названию. Шоколадно-коричневый брекчированный мрамор ( под "крокодиловую кожу" )придаёт всему интерьеру станции своеобразный строгий вид, навевая ассоциации с дорогими кожаными портфелями, кожаной обивкой роскошных авто и подобными атрибутами сугубо делового мира. Сочетание высокой полировки камня с холодным блеском нержавеющей стали, ещё более усиливает этот эффект. 

     Станция "Международная" открыта в сентябре 2006 года. Архитекторы А.Ю.Орлов, А.В.Некрасов, В.О.Сычёва. Строгий лаконичный стиль в оформлении интерьера станции настраивает пассажира на деловой лад. Контраст белого мрамора с чёрным мерцающим пироксенитом усиливает этот настрой, заставляя забыть об эмоциях, оставить только холодный расчёт.



( по Е.П.Мельникову и др. ).

пятница, 22 июля 2022 г.

Лиственит ( третье упоминание ).

     Листвениты прожилково-пятнистые карбонатного состава, пестроцветные. Эти разновидности лиственитов более широко развиты, но менее декоративны. Основная масса пестроцветных лиственитов представляет собой хороший облицовочный материал, и лишь отдельные блоки, окрашенные в серовато-зелёные, красновато-бурые тона с пятнистой, прожилковой, сетчатой и брекчиевидной текстурой, могут использоваться как поделочный камень. 

     В составе этих разновидностей резко преобладает карбонат от микро- до среднезернистого в основной массе и микрошестоватого в более поздних прожилках. Второй существенный компонент - минералы кремнезёма, присутствующие в виде тонко- и микрозернистого агрегата кварц-халцедонового состава. Тончайшая пропитка кремнезёмом карбонатной массы лиственита повышает их твёрдость до 6,5, что и приводит к ошибочному отнесению их, в некоторых случаях, к яшмам или яшмовидным породам. В шлифах легко устанавливают линзочки, короткие прожилочки, сложенные кварцем и халцедоном. В микрозернистом карбонате кварц устанавливается с трудом. В зонах перекристаллизации он имеет большее развитие, цементируя и замещая карбонат в катаклазированных участках.

     В пестроцветных лиственитах широко распространены гидроксиды железа, образующиеся при окислении рудных минералов и железистых карбонатов и окрашивающие породу в желтоватые, бурые и красноватые тона. Зелёная окраска лиственитов в данном случае обусловлена железистым хлоритом, ассоциирующим с кварцем и халцедоном.

     В качестве реликтового минерала в лиственитах нередко отмечают серпентин. Крупные чешуйки его просекаются микропрожилками карбоната, кварца и рудного минерала. При замещении "шнуров" серпентина халцедоном образуется характерная решётчатая структура.

     Неравномерное распределение различных породообразующих минералов, дробление и перекристаллизация, окисление рудного минерала и разложение железистых карбонатов и хлорита обусловили пятнистую окраску лиственитов и пятнисто-прожилковую, сетчато-прожилковую, брекчиевую и брекчиевидную текстуры.

     Пестроцветные листвениты проявлений Гюней и Худес Кавказа характеризуются мелко- и тонкозернистой основной карбонатной массой и более крупнозернистыми скоплениями и прожилками позднего карбоната. Зальбанды прожилков нередко оторочены тончайшим агрегатов карбоната, пропитанного гидроксидами железа, чётко очерчивающего прожилки и выполняющего микротрещины.

     Листвениты Сарыдашского и Истибулакского месторождений сложены карбонатами средней и крупной зернистости и тонкомелкозернистым или листоватым кварц-халцедоновым агрегатом. Нередко в их составе присутствует серпентин.

     Некоторые разновидности пестроцветных кавказских лиственитов с пятнистым или пейзажным рисунком представляют собой интересный поделочный материал.



( по Е.Я.Киевленко и др. ).

среда, 20 июля 2022 г.

Петербург каменный ( первое упоминание )

      Всем известен знаменитый памятник Петру I в Петербурге. Могучую конную статую, попирающую гада, изваял Э.М.Фальконе вместе со своими подмастерьями. Мы сейчас не будем касаться истории самой статуи, а поговорим об истории постамента Медного всадника.



     По замыслу Фальконе, постаментом памятнику должна была стать гранитная скала. Начались её поиски. В 1768 году в Академию художеств пришёл каменотёс Семён Вишняков и рассказал о гранитной скале в 12 вёрстах от Петербурга, в лесу у села Лахта. Местные жители называли её "Гром-камень", потому что часть её была отколота ударом молнии. На эту скалу, по преданию, поднимался Пётр I во время битвы со шведами у этих мест.

     Вид "Гром-камня" заворожил Фальконе. Но как перевезти его в Петербург? За решение этой задачи было обещано денежное вознаграждение. Его получил некий Ласкари, предложивший простую и конструктивную идею: скалу весом около 640 тонн поставили на желоба, в которых находились бронзовые шары. При помощи рычагов и канатов камень передвигали к заливу, а оттуда собирались перевезти его в Петербург по воде. 

     Доставка камня к заливу заняла более четырёх месяцев. На работе "при камне" были заняты 1200 человек. Тянули его зимой по мёрзлой земле, одновременно с передвижением на нём работали каменотёсы и даже небольшая кузница. Множество любопытных приезжало в Лахту полюбоваться этим зрелищем. На заливе скалу перенесли на баржу и доставили в Петербург, на Петровскую площадь. 

     Эпопея с "Гром-камнем" так волновала горожан, что, по свидетельству И.Г.Георги, "многие охотники ради достопамятного определения сего камня заказывали делать из отколков оного резные запонки, набалдашники и тому подобное". В честь перевозки "Гром-камня" была выбита медаль.



( по Е. Игнатовой ).





вторник, 19 июля 2022 г.

Родонит ( двадцать шестое упоминание ).

     В Санкт Петербурге, в Петропавловском соборе - усыпальнице русских царей, на месте захоронение жены Александра II - Марии Александровны сохранился саркофаг из орлеца, представляющий замечательный образец русского камнерезного искусства.

     В конце 60-х годов XIX века на Екатеринбургскую фабрику доставили родонитовый монолит весом около 48 тонн. Почти двадцать лет пролежал он во дворе фабрики, прежде чем решили изготовить их него саркофаг по рисунку художника А.Л.Гуна. В мае 1888 года приступили к работам, для обработки камня построили специальное помещение. Распиливали глыбу железными полосами с наждаком при скорости пиления 11 мм в сутки. Можно представить, насколько трудоёмка была эта работа - для того, чтобы осторожно перевернуть монолит для обработки плоскостей саркофага, привлекались многие десятки рабочих. К июню 1889 года черновая обработка камня была закончена. 

     Теперь камень нужно переправить в Петербург, на гранильную фабрику. От фабрики до железнодорожной станции проложили временную железную дорогу. Доставив монолит в Левшино под Пермь, его перегрузили на баржу, а затем от станции Копаево снова везли по железной дороге до Старого Петергофа. Изготовлен саркофаг был лишь в 1905 году, а установлен в крепости в 1906. Окончательный вес составил лишь 6,7 тонны, седьмая часть исходной глыбы.

     Мария Александровна очень любили орлец. Поэтому заказы на изготовление крупных вещей из него поступали от Двора непрерывно до конца XIX века. Сейчас невозможно установить, какое количество родонитовых предметов было подарено царской семьёй и покинуло пределы страны. В частности, большие родонитовые чаши были подарены австрийскому императору и президенту Франции. Много изделий по заказам частных лиц изготовила фирма Фаберже, предпочитавшая в море каменного сырья нефрит и орлец.



( по А.И.Голомзику ).