Предыдущее (двадцать первое) сообщение о малахите можно прочитать здесь.
ХIХ век стал золотым веком малахита в его художественной культуре. Пальма первенства здесь принадлежала русскому, более того - уральскому малахиту.
Это было время, когда редко какая встреча международных партнёров России с русским малахитом не оборачивалась сенсацией. Ведь среди заморских собратьев у него был лишь один конкурент - лазурит. Отсутствие лазурита на рынке поставило малахит вне конкуренции. Всё наиболее совершенное, что только создано в малахите, появилось в этом столетии и принадлежит истории русского малахита. Малахит стал предметом национальной гордости России, её национальным богатством.
С первого же десятилетия ХIХ века его художественная обработка выдвигается на первый план, на несколько десятилетий затмевая всё остальное.
Природные особенности камня - обилие мелких каверн, пустот, посторонних включений, ноздреватость - заставили в работе с ним отказаться от привычных представлений о всефасадной красоте, присущей массивным плотным породам, позволявшей выделывать объёмные вещи. Малахит распиливали на плитки и пользовались им или как декоративными вставками, или в качестве облицовочного материала.
Освоение его сразу пошло двумя руслами. Первое - от рисунка камня, а точнее, от возможности продолжить причудливо ветвящиеся и кружащие ритмы и превратить их в бесконечное кружевное поле или в сложно организованные декоративные клейма. Надеяться на успех здесь мог только тот, кто располагал большим количеством малахита, причём наивысшего качества - для этих целей камень должен быть особенно красивым.
Второе же - от цвета. Здесь могла пригодиться любая плашка, хоть в полмизинца. Её роль - цветная вставка, сочное живое пятно.
Первый путь привёл малахит в облицовочные работы. Второй - в традиционное искусство флорентийской мозаики.
( по В.Б.Семёнову ).
Следующее (двадцать третье) сообщение о малахите можно прочитать здесь.
ХIХ век стал золотым веком малахита в его художественной культуре. Пальма первенства здесь принадлежала русскому, более того - уральскому малахиту.
Это было время, когда редко какая встреча международных партнёров России с русским малахитом не оборачивалась сенсацией. Ведь среди заморских собратьев у него был лишь один конкурент - лазурит. Отсутствие лазурита на рынке поставило малахит вне конкуренции. Всё наиболее совершенное, что только создано в малахите, появилось в этом столетии и принадлежит истории русского малахита. Малахит стал предметом национальной гордости России, её национальным богатством.
С первого же десятилетия ХIХ века его художественная обработка выдвигается на первый план, на несколько десятилетий затмевая всё остальное.
Природные особенности камня - обилие мелких каверн, пустот, посторонних включений, ноздреватость - заставили в работе с ним отказаться от привычных представлений о всефасадной красоте, присущей массивным плотным породам, позволявшей выделывать объёмные вещи. Малахит распиливали на плитки и пользовались им или как декоративными вставками, или в качестве облицовочного материала.
Освоение его сразу пошло двумя руслами. Первое - от рисунка камня, а точнее, от возможности продолжить причудливо ветвящиеся и кружащие ритмы и превратить их в бесконечное кружевное поле или в сложно организованные декоративные клейма. Надеяться на успех здесь мог только тот, кто располагал большим количеством малахита, причём наивысшего качества - для этих целей камень должен быть особенно красивым.
Второе же - от цвета. Здесь могла пригодиться любая плашка, хоть в полмизинца. Её роль - цветная вставка, сочное живое пятно.
Первый путь привёл малахит в облицовочные работы. Второй - в традиционное искусство флорентийской мозаики.
( по В.Б.Семёнову ).
Следующее (двадцать третье) сообщение о малахите можно прочитать здесь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий