вторник, 13 февраля 2018 г.

Камнерезное искусство ( десятое упоминание ).

Предыдущее (девятое) сообщение о камнерезном искусстве можно прочитать здесь.

ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ГРАНИЛЬНАЯ ФАБРИКА.



Истоки возникновения камнерезного дела на Урале также восходят к Петровской эпохе. В 1726 году в Екатеринбург прибыл нанятый в Стокгольме шведский мастер Кристиан Реф. В его обязанности входило отыскание цветных камней и обучение русских мастеров приёмам их обработки.

В 1738 году в Екатеринбурге появился мастер Яков Рейнер, под управлением которого проводилась ломка и ручная обработка мрамора, требовавшегося для изготовления архитектурных деталей при строительстве Петербурга. Но вскоре Я.Рейнера уволили, так как он не являлся механиком и не знал устройство машин. Дело возглавил Никита Бахорев. Под его руководством по образцам механизмов, построенных в Петергофе, были изготовлены первые машины, приводившиеся в действие энергией воды. В результате скорость резания мрамора возросла в пять раз.



После Н.Бахорева мраморным делом руководил Иван Сусоров. По его чертежам и моделям "в удобных местах, близких к мраморным ломкам" построили шлифовальные мельницы. В конце 1751 года работали две мельницы: одна занималась обработкой только изделий из мрамора - при Северском металлургическом заводе, другая - поделочного камня ( яшма, кварц, агат ) - при Екатеринбургском заводе.

Первую машинную продукцию составляли столешницы, детали для каминов, а также чаши, чарки, подносы и прочая "галантереёная" мелочь. Построенная И.Сусоровым фабрика просуществовала до 1773 года, когда она была уничтожена пожаром. Но уже к 1779 году её наскоро восстановили.



С 1787 года проводилась реорганизация мельницы. Под руководством одного из главных организаторов камнерезного дела на Урале И.К.Патрушева в 1794 году возвели двухэтажное здание, построили новые машины и механизмы. С этого времени партии готовых вещей, ставших непременной частью художественного оформления парадных интерьеров, отправлялись в Петербург всё более регулярно.



( по Н.Мавродиной ).

Следующее (одиннадцатое) сообщение о камнерезном искусстве можно прочитать здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий