Довольно часто в произведениях эпохи историзма, которую некоторые исследователи пренебрежительно окрестили периодом эклектики, усматривают только искажённые черты "чистых" стилей предыдущих эпох. Но при всей справедливости подобных воззрений нельзя не отметить, что художники и ювелиры того времени создали обширный арсенал форм, видов декора и технических приёмов, оказавшийся востребованным и спустя многие десятилетия и в значительной степени определивший творчество мастеров всех последующих поколений.
Особенно впечатляют технические достижения в ювелирном деле второй половины ХIХ века. К их числу можно отнести создание новых сплавов металлов и способов огранки камней, использование гальванического золочения и серебрения, применения платины и полихромного золота, возрождение и совершенствование разнообразных технологий ювелирной эмали. Наконец, не следует забывать о механизации изготовления изделий, позволившей ускорить и удешевить производство, что сделало ювелирные изделия доступными более широкому кругу любителей драгоценностей.
Впрочем, технический прогресс в области создания ювелирных изделий имел и некоторые негативные последствия, например, использование штамповки вместо ручной чеканки не могло не сказаться на художественном качестве: результатом явилась сухость и мехенистичность форм и декора украшений, что заметно отличало новые изделия от старинных.
Эпоха историзма оставила в истории ювелирного искусства много замечательных имён. Это и парижский ювелир и предприниматель Франсуа Дезире Фроман-Мёрис, и основатели существующих и поныне знаменитых французских ювелирных домов Луи Франсуа Картье и Фредерик Бушерон, и замечательный итальянский ювелир Пио Фортунато Кастеллани, раскрывший секреты тончайшей зерни и филиграни, которыми славились древние греки и этрусски, и целая пляда российских ювелиров. Среди других выдающихся мастеров особенно яркий свет в искусстве создания украшений оставили ювелиры семьи Болин, Леопольд Зефтиген и классик историзма в ювелирном творчестве, несравненный Карл Фаберже.
Однако, метод создания новых произведений путём заимствования и смешения элементов разных стилей, использовавшийся в искусстве эпохи историзма, должен был рано или поздно себя исчерпать. Уже в 1880-е годы этот метод стал подвергаться критике в среде художественной интеллигенции и начали формироваться общества, ратовавшие за движение к новому искусству. Интенсивные поиски оригинальных выразительных средств увенчались успехом, и в конце 1880-х годов развитие искусства пошло по новому пути, который определялся новым художественным стилем - модерном.
( по И.В.Шаталовой ).
Особенно впечатляют технические достижения в ювелирном деле второй половины ХIХ века. К их числу можно отнести создание новых сплавов металлов и способов огранки камней, использование гальванического золочения и серебрения, применения платины и полихромного золота, возрождение и совершенствование разнообразных технологий ювелирной эмали. Наконец, не следует забывать о механизации изготовления изделий, позволившей ускорить и удешевить производство, что сделало ювелирные изделия доступными более широкому кругу любителей драгоценностей.
Впрочем, технический прогресс в области создания ювелирных изделий имел и некоторые негативные последствия, например, использование штамповки вместо ручной чеканки не могло не сказаться на художественном качестве: результатом явилась сухость и мехенистичность форм и декора украшений, что заметно отличало новые изделия от старинных.
Эпоха историзма оставила в истории ювелирного искусства много замечательных имён. Это и парижский ювелир и предприниматель Франсуа Дезире Фроман-Мёрис, и основатели существующих и поныне знаменитых французских ювелирных домов Луи Франсуа Картье и Фредерик Бушерон, и замечательный итальянский ювелир Пио Фортунато Кастеллани, раскрывший секреты тончайшей зерни и филиграни, которыми славились древние греки и этрусски, и целая пляда российских ювелиров. Среди других выдающихся мастеров особенно яркий свет в искусстве создания украшений оставили ювелиры семьи Болин, Леопольд Зефтиген и классик историзма в ювелирном творчестве, несравненный Карл Фаберже.
Однако, метод создания новых произведений путём заимствования и смешения элементов разных стилей, использовавшийся в искусстве эпохи историзма, должен был рано или поздно себя исчерпать. Уже в 1880-е годы этот метод стал подвергаться критике в среде художественной интеллигенции и начали формироваться общества, ратовавшие за движение к новому искусству. Интенсивные поиски оригинальных выразительных средств увенчались успехом, и в конце 1880-х годов развитие искусства пошло по новому пути, который определялся новым художественным стилем - модерном.
( по И.В.Шаталовой ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий