В эпоху модерна на первый план в ювелирном деле вышел не мастер-ремесленник, изготавливавший похожие друг на друга "коммерческие драгоценности", а ювелир, создававший индивидуальные и по-настоящему художественные украшения, которые обладали новой образностью, отражавшей дух времени. Благодаря таланту авторов таких украшений ювелирное искусство, наряду с архитектурой и художественным стеклом, вышло на авансцену развития искусства, во многом определяя декоративные особенности нового стиля.
На первоначальном этапе в образном строе ювелирных украшений, так же как и в искусстве модерна в целом, яркое развитие получило флоральное направление (от французского слова floral - цветочный ), которое в наибольшей степени отвечало художественным устремлениям того времени. В основе его лежала трансформация мотивов, рождённых природой, причём если для эпохи историзма было характерно натуралистическое изображение цветов и насекомых, то мастера стиля модерн трактовали их как своеобразные знаки, несущие в себе нервную символику рубежа веков.
В орнаментальном декоре флорального направления модерна нашёл отражение волшебный и поэтичный мир растений и животных: изумрудные ящерицы и змеи, пёстрокрылые стрекозы и бабочки, величавые подсолнухи и камыши, роскошные орхидеи, элегантные ирисы, нежные ландыши, эффектные цикломены и особенно много любимых поэтами "серебряного века" лилий. Как вдохновенно пел о них русский поэт Иннокентий Анненский:
Цветов мечты моей мятежной
Забыв минутную красу,
Одной лилеи белоснежной
Я в лучший мир перенесу
И аромат и абрис нежный.
( по И.В.Шаталовой ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий