Своего рода отличительным знаком орнаментального декора модерна стал мотив изгибающегося в воздухе бича, который получил название "удар бича". Среди излюбленных мотивов художников-ювелиров были также морская волна, лебединая шея, томные женские головки или фигуры с распущенными волосами и извивающимися руками в "летящих" рукавах.
В ювелирных украшениях своеобразная изощрённость флорального направления модерна проявлялось также в плавной текучести асимметричных форм с изысканными, утончёнными очертаниями, в прихотливой изощрённости композиционных построений и в почти мистическом колорита вещей, который возникал от сочетания мерцающих, как старинные витражи, эмалей и зелёных, лиловых, голубых, белых, красных камней. В украшениях много жемчуга, опалов, рубинов, демантоидов, аметистов, алмазов, хризопразов, перламутра, при этом выбор камней определялся не их стоимостью, а декоративными качествами и цветом.
Работы ювелиров модерна были столь прекрасны, что, возможно, впервые публика увидела в украшениях не просто драгоценный аксессуар костюма, а подлинное произведение искусства. В 1890-е годы во Франции даже амбициозные представители "высокого искусства" изменили своё отношение к творчеству ювелиров; их произведения начали допускать на выставки Национального общества изящных искусств, в Обществе французских художников открылась секция прикладного искусства, устраивались персональные выставки художников-ювелиров, их изделия стали публиковаться в журналах, закупаться музеями. Искусство ювелиров модерна получило всеобщее признание на Всемирной выставке, проходившей в Париже в 1900 году.
( по И.В.Шаталовой ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий